» » Про светофильтры. Часть 1.
Информация
  • Просмотров: 32412
  • Дата: 9 октября 2009
9 октября 2009

Про светофильтры. Часть 1.

Категория: Фототехника

Про светофильтры. Часть 1.

Все многообразие светофильтров можно загнать в следующие категории:

1. Защитные
2. Поляризационные
3. Нейтральные
4. Эффектные
5. Корректирующие (цветные).

Я здесь их перечислил в порядке убывания важности для фотолюбителя.

То есть, защитные фильтры (на вид они практически прозрачные) - это почти обязательный предмет для фотолюбителя, который принимает на себя жирные пальцы хозяина, мокрые носы домашних животных, брызги дождя, пыль и прочее.

С защитными фильтрами все более-менее ясно. Кроме двух нюансов.

Во-первых, в качестве защитных фильтров часто применяют "ультрафиолетовые фильтры", отсекающие ультрафиолетовую составляющую из спектра. Он отчасти тоже должен бы корректировать цветовую картину, но обычно перед матрицей и так уже стоит ультрафиолетовый (кстати, и инфракрасный тоже).
Но это так, просто для уточнения.

А во-вторых, очень важно качество фильтра. На глаз они могут быть совершенно одинаковы. Но качество фильтра может сильно влиять на качество снимка, особенно при съемке в сложных условиях освещения: при встречном освещении, при боковой засветке и т.п. Главным образом, могут страдать контраст и резкость.

Как оценить качество фильтра неспециалисту?

Могу предложить два способа. Первый - это репутация фирмы, отзывы знающих людей и более высокая цена.

На слуху следующие неплохо зарекомендовавшие себя фирмы:
Schneider B+W, Hoya, Tiffen, Cokin - лидеры (но и цены кусаются)
Marumi, Kenko - тоже неплохо.

Второй способ оценки качества - это наличие просветления и крутость этого просветления на поверхности фильтра. Обычно качество просветления хорошо совпадает с качеством самого фильтра.

Наличие просветления маркируется на металлическом ободке фильтра. В порядке возрастания качества могут быть такие обозначения.

1. Без просветления - хуже всего. Нет специальных обозначений, кроме названия фильтра и диаметра резьбы.
2. Single-Coated (дополнительные буковки SC или С) - одностороннее однослойное просветление.
3. Multi-Coated (MC) - по три слоя просветления с каждой стороны.
4. Super Multi-Coated (SMC, MRC) - по шесть слоев просветления с каждой стороны
5. Super Multi-Coated Pro (SMC PRO) - по девять-двенадцать слоёв с каждой стороны

Цена на фильтры может стремительно возрастать при движении от верхней строчки этого перечня к нижней.

А теперь - более подробно про одну конкретную разновидность фильтров.


Нейтральные градиентные фильтры

Здесь мы поговорим о том, как можно заставить Ваш фотоаппарат посмотреть на мир свежим взглядом. Конечно, это можно сделать, купив новый объектив. И еще один. И еще. До тех пор, пока хватает денег в кошельке, места в фотосумке и сил в организме для ее переноски :)

Но можно обойтись менее кардинальными средствами. Всего лишь один светофильтр, накрученный на объектив, может подарить Вам радость первооткрывателя.

Речь идет о градиентном светофильтре - вот о таком:

Про светофильтры. Часть 1.


Одна половинка его прозрачная, другая - затемненная.

Часто при фотографировании красивого пейзажа приходится чем-то жертвовать: или получать пересвеченное белесое небо и нормально выглядящие деревья и траву, или же красивое небо с солнцем и облачками, но очень темную наземную часть фотографии.

Просто матрица фотоаппарата не может вместить весь диапазон яркостей дневного пейзажа. Вот если бы притемнить яркое небо... И тут на помощь приходит этот самый градиентный фильтр.

Конечно, это не идеальное лекарство. Но учитывая простоту этого средства и не слишком высокую цену - его имеет смысл заполучить в свой арсенал.

Как ни странно, я сам долго не мог его приобрести. В основном, потому что под мои большие объективы :) не было в наличии фильтров нужного диаметра.

В прошлые выходные мне удалось, наконец, вдоволь наиграться с этим немудреным кружочком стекла.

Во-первых, оказалось, что он действительно смягчает чрезмерную яркость неба и позволяет уместить больший диапазон яркостей в одном кадре (кто бы мог подумать! :)

Про светофильтры. Часть 1.


(Рядом с солнцем видны пятнышки - следы от пыли на матрице. Пора чиститься).

Во-вторых, облака, если они есть на небе, с этим фильтром становятся гораздо более выразительными. Если снимать не против солнца, то они могут выглядеть на фотографии и жемчужными, и грозными, и всякими.

Про светофильтры. Часть 1.


Про светофильтры. Часть 1.


Это моя фотосумка там валяется на тропинке :)

В-третьих, на закате этот фильтр позволяет получать более спокойные, не такие резкие и контрастные изображения, которые как раз передают ощущение покоя и гармонии заката.

Про светофильтры. Часть 1.


В-четвертых, этот фильтр помогает делать гораздо более интересные фотографии даже в пасмурную погоду, когда все обычно получается серым и невыразительным.

Про светофильтры. Часть 1.


Про светофильтры. Часть 1.


Последнюю фотографию я снимал на закате под дождем. Розового отблеска в тучах невооруженным глазом вообще не было заметно. Пейзаж совсем не располагал к съемке - как правило, в такие пасмурные закаты ничего хорошего не получается.
Но уж очень хотелось потестировать новый светофильтр. (На самом деле - это самая первая фотография, которую я с ним сделал).


Конечно, есть у этого фильтра и недостатки :)

Небо притемняется, да. Но и все, что высовывается выше линии горизонта - тоже притемняется. Если это желтое осеннее дерево, то часто это может быть заметно. Приходится в фотошопе потом его специально осветлять. (Обратите внимание - на той фотографии, где видна на тропинке моя фотосумка, деревья справа все-таки темноваты, да? Впрочем, это Вы только сейчас заметили, когда я Вам сказал :)))

Кроме того, горизонт при съемке должен располагаться посередине кадра - там, где проходит граница между темной и светлой половинками фильтра. Это не всегда удобно. Приходится захватывать пейзаж пошире (если объектив позволяет), и потом отрезать лишнее при обработке.

Но это все терпимо или решаемо.

А зимой этот фильтр надо использовать "вверх ногами" - притемнять не небо, а яркий снег.

Ну и чтобы доконать Вас окончательно fellow - вот здесь:
http://www.flickr.com/search/?s=int&w=all&...d+filter&m=text
образчики того, что такие же, как и Вы фотолюбители, фотографируют с градиентным фильтром:


(Имейте в виду, что некоторые из этих фотографий сделаны с цветным градиентным фильтром, а не с нейтрально-серым. А кроме того, практически везде есть изрядная доля фотошопа :) Ну и штатив часто применялся).


    Про светофильтры. Часть 1.

    Про светофильтры. Часть 1.
<
Алексей

11 октября 2009 12:09

0
Отличные примеры!
<
cardenall

16 октября 2009 21:30

0
Ура! Дождался! Спасибо Вам за статью!!!
А Вы про макро-линзы напишите?

--------------------

<
Данила

21 октября 2009 14:25

0
Отличная познавательная статья.
Подскажите, реально ли в Adobe Lightroom или фотошопе сделать аналогичный эффект?

Вопрос в принципе в том, стоит ли покупать цифровую камеру различные фильры или аналогичных эффектов можно добиться программными средствами?

Заранее спасибо за ответ.


Строго говоря, аналогичный эффект сделать программным способом нельзя.

Почему?

Речь идет не о том, чтобы затемнить часть изображения.

Речь идет, что изначально небо местами настолько яркое, что матрица просто не способна сохранить весь диапазон яркостей, и небо получается "убитое", совершенно белое или с парой-тройкой градаций яркости.

В этом фрагменте изображения просто нет информации о деталях (тональных градациях). Информации нет, поэтому в фотошопе просто нечего обрабатывать. Если только - дорисовать от себя.

А если небо приглушить градиентным фильтром, то эту часть яркостей фильтр как бы "сплющивает" и как-то она запихивается в матрицу. Конечно, не вся. Конечно, с потерями. Но уже в несколько раз больше информации сохраняется.

В.С.
<
Bonda

28 октября 2009 11:53

0
хорошая статья - пойду ка и я такой фильтр прикуплю, поэкспериментирую...)))
<
Rover

5 ноября 2009 15:42

0
Круглый фильтр действительно делит небо пополам.

Решить эту проблему можно с помощью фильтров французской фирмы Cokin которые выпускают фильтры не только круглой, но прямоугольной формы. Они крепятся с помощью специального держателя и их можно сдвигать по оси вверх-вниз и поворачивать.


Да, действительно, фильтры Cokin дают большую гибкость. Несколько моих знакомых пользуются и очень довольны. Я сам пока еще не собрался приобрести, но чувствую, к этому все идет smile

Другое дело, что оперировать ими в полевых условиях не так удобно, как обычным фильтром, который дома накрутил - и все, больше он никаких телодвижений не требует.
Но нас же никто палкой не подгоняет, можно и в три раза медленнее снять пейзаж. (Если только не мороз 40 градусов wink )

В.С.
<
Янина

11 декабря 2009 11:23

0
У меня модель фотика Canon A 650 IS, К НЕМУ ПОДХОДИТ ХОТЬ КАКОЙ- ЛИБО СВЕТОФИЛЬТР?
<
mckryak

27 декабря 2009 14:19

0

У меня модель фотика Canon A 650 IS, К НЕМУ ПОДХОДИТ ХОТЬ КАКОЙ- ЛИБО СВЕТОФИЛЬТР?

Для PowerShot A6** существуют переходники. Посмотрите внимательно: вокруг объектива там кольцо и рядом с ним — кнопка. Прижимаете кнопку, поворачиваете кольцо против часовой стрелки и снимаете его. Вот на открывшееся крепление и сажается переходник — пластиковая или дюралевая трубка чуть длиннее максимально выдвинутого объектива, на конце которой — стандартная резьба под фильтр/насадку. В России найти сложно, я два или три года назад заказывал из Штатов.

Если хочется просто попробовать, можно приложить фильтр к объективу и держать рукой.
<
irbis

26 января 2010 10:38

0
Речь идет о градиентном светофильтре - вот о таком:

У меня сейчас любимый объектив
Canon EF 24-70 mm f/2.8L USM просмотреа на него фильты в интернете но именно такого не нашла . А очень хочется .Что мне Вы Вячеслав посоветуете?
<
helenbernat

4 июня 2010 12:28

0
спасибо за статью. очень интересно. А вы подскажете какой светофильтр подойдет на Nikon d3000? буду очень благодарна


Строго говоря, фильтр не для фотоаппарата, а для конкретного объектива. Если у Вас два объектива, то очень вероятно, то диаметр передней линзы у них разный, поэтому понадобятся два светофильтра с разным диаметром резьбы - для каждого из объективов.

А по функциональности - в первую очередь нужен защитный фильтр. Он примет на себя все удары судьбы, как механические, так и пыль, брызги и жирные пальцы.

Ну а через какое-то время можно попробовать поляризационный. Почему через некоторое время? Потому что стоит он заметно дороже обычного защитного фильтра.
Он обычно позволяет сделать снимки пейзажей более сочными. Кроме того, полярик убирает блики/отражения с поверхности воды и стекла (правда, я эту его особенность не считаю достоинством).

В.С.


<
Ирина Данилова

6 июля 2010 12:52

0
Спасибо, Вячеслав, за статью! Многие вопросы отпадают сами собой!
<
julia

22 июля 2010 16:08

0
foto prosto super ! ja tozhe hochu teper' takoj sveto fil'tr , a to u menja oblokov pochti ne vidno !! nu ja tol'ko nedavno nachela pol'zovatsya zerkalkoj ! !
<
vesta

16 сентября 2010 18:59

0
да, надо многое знать...я вот купила фильтр, он фирмы хорошей, но просто защитный...посоветовали в магазине( видят,что новичок в этом деле,но и за это им спасибо, др. продавец-консультант вообще ничего не рассказал)
<
Дмитрий

15 ноября 2010 19:58

0
Вячеслав, добрый вечер!
Я не понял, как поворачивается градиентный фильтр относительно объектива.
Просто наворачивается до упора и подвижная часть вращается,
или по основной резьбе, просто поворачиваеш как тебе надо (хоть вертикально границу раздела)?


Основная резьба наворачивается до упора, а потом крутится до нужного угла подвижная часть.

В принципе, можно и с помощью основной резьбы регулировать положение фильтра, но в пылу фотографирования вполне реально вообще нечаянно открутить фильтр, и он упадет на землю.

(А если не повезет, то при попытке его удержать, можно еще и объектив пальцами заляпать :)

В.С.
<
Мария Сергеевна

16 марта 2011 10:34

0
Canon Softmat No.1, художественный фильтр, 58 хочу такой светофильтр,можете про него рассказать!?И подойдет ли он на Nikon В 3000, с объективом Sigma AF 70-300mm F4-5.6 APO MACRO DG, Nikon
Объектив
<
kosta

11 мая 2011 01:00

0
spasibo avtoru za statiu,manera so skromnostiu razskazivat o svoix shedevrax govorit o profesionalizme.osobenno ponravilos foto gde izobrajen elektro stolb. nadeius prekupliu sebe paru gradientnix.v danni moment vladeiu tolko polyarizacionnim
<
полина

16 мая 2011 21:23

0
градиентный и полярик это одно и тоже или один вид другого?


Нет, это совершенно разные фильтры.

Градиентный на одной половинке затемненный на другой - прозрачный (переход от темного к прозрачному может быть плавным или резким).

Полярик на вид весь однородно затемненный. Вращая фильтр, получаем разную интенсивность результата - сильное притемнение чистых участков голубого неба (например), или слабое. А облака остаются одинаково светлыми.

В.С.
<
полина

17 мая 2011 13:38

0
с градиентным серого цвета более менее понятно, а вот в магазинах желтые градиентные и т.д. это для черно-белой фотографии?
<
Антон Сергеевич

24 мая 2011 16:04

0
Наличие просветления маркируется на металлическом ободке фильтра. В порядке возрастания качества могут быть такие обозначения.

1. Без просветления - хуже всего. Нет специальных обозначений, кроме названия фильтра и диаметра резьбы.
2. Single-Coated (дополнительные буковки SC или С) - одностороннее однослойное просветление.
3. Multi-Coated (MC) - по три слоя просветления с каждой стороны.
4. Super Multi-Coated (SMC, MRC) - по шесть слоев просветления с каждой стороны
5. Super Multi-Coated Pro (SMC PRO) - по девять-двенадцать слоёв с каждой стороны

У меня на 17-40 L 77mm Hoya HMC.
У вас в посте написано про разные обозначения, но вот про HMC ничего нет... Можете про это обозначение сказать что-нибудь? Заранее спасибо! )

--------------------

<
Антон Сергеевич

25 мая 2011 12:13

0
Кстати, а можно использовать одновременно полярик и защитный фильтр?


Да, можно, чтобы защитить полярик. Но опять же - чем больше дополнительных стекол, тем хуже качество изображения, особенно при контровом (встречном) или боковом свете.
Поэтому если заметны "зайцы", падение контраста и прочие неприятности, то для некоторых кадров можно временно снять защитный фильтр, сделать несколько снимков, а потом опять накрутить.
Морока, конечно, но что делать...

В.С.

--------------------

<
Антон Сергеевич

30 мая 2011 11:07

0
Спасибо за ответ! Кстати, а будет продолжение статьи? Вторая часть в смысле... winked
Очень интересно ваши посты читаются, хотелось бы побольше узнать про фильтры! Заранее спасибо!..

--------------------

<
cardenall

6 января 2012 23:41

0
Здравствуйте, нужна помощь фотоветеранов)
Разбил защитный фильтр, решил его заменить и в недрах дедовских фотопричендалов обнаружил фильтр B-W 28 ES 010 1x, собственно вопрос, это коррекционный фильтр или вообще кто? (и что обозначает ES?)
Перерыл весь интернет, но данных не нашёл. Может кто то сталкивался с такой маркировкой?

--------------------

Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Прослушал данный курс и хотел бы сказать пару слов о нем. Купив зеркалку, каждый из нас какое-то время просто щелкает все, что видит, не придавая особого значения тому, что он снимает, и самое главное – зачем. Но наступает момент, когда хочется чего-то большего, нежели просто хорошее качест…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы