FotoScope.ru / Фототехника / Про светофильтры. Часть 1.

Про светофильтры. Часть 1.

9 октября 2009
Про светофильтры. Часть 1.

Все многообразие светофильтров можно загнать в следующие категории:

1. Защитные
2. Поляризационные
3. Нейтральные
4. Эффектные
5. Корректирующие (цветные).

Я здесь их перечислил в порядке убывания важности для фотолюбителя.

То есть, защитные фильтры (на вид они практически прозрачные) - это почти обязательный предмет для фотолюбителя, который принимает на себя жирные пальцы хозяина, мокрые носы домашних животных, брызги дождя, пыль и прочее.

С защитными фильтрами все более-менее ясно. Кроме двух нюансов.

Во-первых, в качестве защитных фильтров часто применяют "ультрафиолетовые фильтры", отсекающие ультрафиолетовую составляющую из спектра. Он отчасти тоже должен бы корректировать цветовую картину, но обычно перед матрицей и так уже стоит ультрафиолетовый (кстати, и инфракрасный тоже).
Но это так, просто для уточнения.

А во-вторых, очень важно качество фильтра. На глаз они могут быть совершенно одинаковы. Но качество фильтра может сильно влиять на качество снимка, особенно при съемке в сложных условиях освещения: при встречном освещении, при боковой засветке и т.п. Главным образом, могут страдать контраст и резкость.

Как оценить качество фильтра неспециалисту?

Могу предложить два способа. Первый - это репутация фирмы, отзывы знающих людей и более высокая цена.

На слуху следующие неплохо зарекомендовавшие себя фирмы:
Schneider B+W, Hoya, Tiffen, Cokin - лидеры (но и цены кусаются)
Marumi, Kenko - тоже неплохо.

Второй способ оценки качества - это наличие просветления и крутость этого просветления на поверхности фильтра. Обычно качество просветления хорошо совпадает с качеством самого фильтра.

Наличие просветления маркируется на металлическом ободке фильтра. В порядке возрастания качества могут быть такие обозначения.

1. Без просветления - хуже всего. Нет специальных обозначений, кроме названия фильтра и диаметра резьбы.
2. Single-Coated (дополнительные буковки SC или С) - одностороннее однослойное просветление.
3. Multi-Coated (MC) - по три слоя просветления с каждой стороны.
4. Super Multi-Coated (SMC, MRC) - по шесть слоев просветления с каждой стороны
5. Super Multi-Coated Pro (SMC PRO) - по девять-двенадцать слоёв с каждой стороны

Цена на фильтры может стремительно возрастать при движении от верхней строчки этого перечня к нижней.

А теперь - более подробно про одну конкретную разновидность фильтров.


Нейтральные градиентные фильтры

Здесь мы поговорим о том, как можно заставить Ваш фотоаппарат посмотреть на мир свежим взглядом. Конечно, это можно сделать, купив новый объектив. И еще один. И еще. До тех пор, пока хватает денег в кошельке, места в фотосумке и сил в организме для ее переноски :)

Но можно обойтись менее кардинальными средствами. Всего лишь один светофильтр, накрученный на объектив, может подарить Вам радость первооткрывателя.

Речь идет о градиентном светофильтре - вот о таком:

Про светофильтры. Часть 1.


Одна половинка его прозрачная, другая - затемненная.

Часто при фотографировании красивого пейзажа приходится чем-то жертвовать: или получать пересвеченное белесое небо и нормально выглядящие деревья и траву, или же красивое небо с солнцем и облачками, но очень темную наземную часть фотографии.

Просто матрица фотоаппарата не может вместить весь диапазон яркостей дневного пейзажа. Вот если бы притемнить яркое небо... И тут на помощь приходит этот самый градиентный фильтр.

Конечно, это не идеальное лекарство. Но учитывая простоту этого средства и не слишком высокую цену - его имеет смысл заполучить в свой арсенал.

Как ни странно, я сам долго не мог его приобрести. В основном, потому что под мои большие объективы :) не было в наличии фильтров нужного диаметра.

В прошлые выходные мне удалось, наконец, вдоволь наиграться с этим немудреным кружочком стекла.

Во-первых, оказалось, что он действительно смягчает чрезмерную яркость неба и позволяет уместить больший диапазон яркостей в одном кадре (кто бы мог подумать! :)

Про светофильтры. Часть 1.


(Рядом с солнцем видны пятнышки - следы от пыли на матрице. Пора чиститься).

Во-вторых, облака, если они есть на небе, с этим фильтром становятся гораздо более выразительными. Если снимать не против солнца, то они могут выглядеть на фотографии и жемчужными, и грозными, и всякими.

Про светофильтры. Часть 1.


Про светофильтры. Часть 1.


Это моя фотосумка там валяется на тропинке :)

В-третьих, на закате этот фильтр позволяет получать более спокойные, не такие резкие и контрастные изображения, которые как раз передают ощущение покоя и гармонии заката.

Про светофильтры. Часть 1.


В-четвертых, этот фильтр помогает делать гораздо более интересные фотографии даже в пасмурную погоду, когда все обычно получается серым и невыразительным.

Про светофильтры. Часть 1.


Про светофильтры. Часть 1.


Последнюю фотографию я снимал на закате под дождем. Розового отблеска в тучах невооруженным глазом вообще не было заметно. Пейзаж совсем не располагал к съемке - как правило, в такие пасмурные закаты ничего хорошего не получается.
Но уж очень хотелось потестировать новый светофильтр. (На самом деле - это самая первая фотография, которую я с ним сделал).


Конечно, есть у этого фильтра и недостатки :)

Небо притемняется, да. Но и все, что высовывается выше линии горизонта - тоже притемняется. Если это желтое осеннее дерево, то часто это может быть заметно. Приходится в фотошопе потом его специально осветлять. (Обратите внимание - на той фотографии, где видна на тропинке моя фотосумка, деревья справа все-таки темноваты, да? Впрочем, это Вы только сейчас заметили, когда я Вам сказал :)))

Кроме того, горизонт при съемке должен располагаться посередине кадра - там, где проходит граница между темной и светлой половинками фильтра. Это не всегда удобно. Приходится захватывать пейзаж пошире (если объектив позволяет), и потом отрезать лишнее при обработке.

Но это все терпимо или решаемо.

А зимой этот фильтр надо использовать "вверх ногами" - притемнять не небо, а яркий снег.

Ну и чтобы доконать Вас окончательно fellow - вот здесь:
http://www.flickr.com/search/?s=int&w=all&...d+filter&m=text
образчики того, что такие же, как и Вы фотолюбители, фотографируют с градиентным фильтром:


(Имейте в виду, что некоторые из этих фотографий сделаны с цветным градиентным фильтром, а не с нейтрально-серым. А кроме того, практически везде есть изрядная доля фотошопа :) Ну и штатив часто применялся).


    Про светофильтры. Часть 1.

    Про светофильтры. Часть 1.

Вернуться назад