» » Как научиться фотографировать?
Информация
  • Просмотров: 34656
  • Дата: 6 сентября 2009
6 сентября 2009

Как научиться фотографировать?

Категория: Разное

Круглый стол с острыми углами
или
еще одна попытка найти философский камень


Как научиться фотографировать?


Еще одна дискуссия, которую я обнаружил в недрах форума club.foto.ru на тему существует ли Методика обучения фотоделу?

Я собрал все высказывания в более-менее связную последовательность, вычистил все банановые шкурки и какашки, которыми уважаемые оппоненты бросали друг в друга. Получилась вполне удобочитаемая, доволно интересная, но довольно пессимистическая история... fellow





zzerf
автор темы:


Я сейчас попробую изложить мысль, конечно, получится максимально по-дилетантски, не разбираясь в вопросе, но хочется узнать мнение уважаемого сообщества.

Я часто вижу советы бывалых новичкам - фотографируйте больше, читайте мануал, Дыко, Пожарскую, Лапина, Фроста, Клейгорна и пр., еще раз фотографируйте больше и со временем все получится. Путь к мастерству, дескать, тернист и неблизок. В итоге 90% новичков, пофотографировав и почитав возвышенные рассуждения о композиции и запутанные об экспозиции, забивают на все это дело и даже (я знаю такие случаи) меняют обратно зеркалку на мыльницу, типа "а все равно так же получается", "а все равно я только в отпуске снимаю". И копятся дома серии фотоальбомов, с одинаково ужасными снимками стандартной тематики "я, друзья и пальмы".

Что же получается, эти 90% бездарности, не могущие усвоить простейшие вещи и сделать простые выводы? Не думаю что это на самом деле так. У хорошего учителя нет плохих учеников.

Я задумался о том, как обучают людей в других отраслях. Часто наблюдаю наиболее прямой метод - "делай как я". Начинающие художники старательно перерисовывают, начинающие скульпторы не менее старательно перевылепливают -), а почему так нельзя делать начинающим фотографам? Я вот нигде не видел книги или рекомендации, в которой бы говорилось - вам надо в точности повторить такую фотографию, встать сюда, параметры такие-то, нажимать сюда, обработать так-то. Примитивизм, понятно, но метод-то то работает в других областях, почему его нельзя применить и в фото?

Сразу оговорю, речь сейчас идет не об искусстве, а о ремесле, умении научиться делать качественную, технически безупречную фотографию. Мне кажется, что когда новичок уже не заморачивается на какие-то базовые, давно им отработанные вещи, тогда у него появляется возможность видеть и делать искусство.



Игорь Новиков:

Прочтите любую программу школьного фотокружка, например, http://fotobukvar.ru/, ну и учебники советские, вроде Фельдмана и Курского, многое станет понятно.



ManWithNoName:

Мысль Ваша интесная, но есть одно "но" - это ближе к теме - "а почему на супер-пупер новом фотике нет кнопки снять шедевр? sad " ответ банален - и слава Богу что такой пока еще нет.... Как научиться фотографировать?
Книги - это теоретические знания, без которых тоже можно снимать, но путь будет более тернист и сложен ... пока до новичка "допрет" чем КОМПОЗИЦИЯ отличается от ЭКСПОЗИЦИИ - может пройти вечность laughing - вот собственно для этого умные люди и передают свои теоретические знания, подкрепленные практическими примерами ИМХО
Про учителя и учеников - простите, но "в любом стаде бывает паршивая овца"... давно ведь известно, что научить нельзя никого... все зависит от желания исключительно ученика выучить тот или иной предмет...
Для метода "Делай как я" - есть собственно фотошколы ...выбор их более чем достаточен (по крайней мере, для Москвы и Питера) ...но это не гарантия ... и не гарантия даже потому, что "снимает не фотик", а человек ... один видит одно, другой другое ... и 100% идентичных шедевров не может быть поэтому никогда ... + добавим сюда еще фактор изменения времени, т.е. все течет и изменяется - а фотография - это "рисунок светом" ... вспомните "про скорость света" - сколько свет пробежал за секунду ? laughing ...картинка изменилась ....и шедевры пропали sad ... хотя в общем и целом - это все вода
..если Вас мучают такие вопросы из разряда - ну когда же блин будут "шедевры" - то мне кажется Вам либо надо снимать в 1000 раз больше - либо вообще не снимать на зеркалку laughing ... Извините, если немного Вас обидел ... winked



Sveaman:
    zzerf писал(а):
    а почему так нельзя делать начинающим фотографам?
Если речь о студийной работе, то можно и нужно.



peayq:
    zzerf писал(а):
    Я задумался о том, как обучают людей в других отраслях. Часто наблюдаю наиболее прямой метод - "делай как я". Начинающие художники старательно перерисовывают, начинающие скульпторы не менее старательно перевылепливают -), а почему так нельзя делать начинающим фотографам? Я вот нигде не видел книги или рекомендации, в которой бы говорилось - вам надо в точности повторить такую фотографию, встать сюда, параметры такие-то, нажимать сюда, обработать так-то. Примитивизм, понятно, но метод-то то работает в других областях, почему его нельзя применить и в фото?
...и ходят теперь по земле расейской миллионы "художников", здорово умеющих перерисовывать гипсовые головы, у которых фантазии и видения - ноль целых ноль десятых. школа академического рисунка уже давно дискредитировала себя как подавляющая индивидуальные особенности творчества человека, делающая из него робота с карандашом. вы хотите чтобы были ещё роботы с фотоаппаратами?
да, 99% обывательских снимков ужасны. но книжка с примерами типа "стой там, смотри сюда" положения не исправит. проблема гораздо комплекснее.



zzerf
автор темы:


ManWithNoName, речь в первом посте совсем не обо мне, так что обижаться не на что, за себя я как раз спокоен, мне просто интересно почему так, а не иначе.

peayq, вы сообщаете недоказанные (или недоказуемые) сведения. Кто сказал, что школа академического искусства себя дискредитировала и откуда вдруг взялись миллионы художников? Найти человека который может грамотно нарисовать портрет непросто.

Суть в том, что я не говорю за искусство сейчас, а за методику обучения умению создать технически грамотную картинку. Сейчас многие подвизаются на ниве свадебной фотографии, я видел (да и наверное все видели) такие ужасы, что мне было бы стыдно такое не удалить, не говоря уже о том, чтобы потребовать за это денег. А ведь подойти к этому вопросу чисто технически - и люди будут довольны, не всем надо искусство, точнее не всем оно по карману.



ManWithNoName:

А вот на счет "недоказанности" - тут думаю вполне доказано - фотошколы выпускают 1000 "учеников" ...причем преподают иногда такие ГУРУ, что кажется ..ну вот еще 5-10 кадров и у меня должен быть шедевр ...ан нет ... отсюда ..."серые картинки" ... sad



gav-67:

zzerf, по-видимому, Вы разработали свою методику обучения, или хотите такую разработать, чтобы облегчить жизнь новичков. Если так, то попробуйте изложить это в виде статьи и выложить здесь на форуме. Может ваша методика окажется проще в освоении новичками.
Хотя, как мне кажется, те, кто очень хочет научиться фотографировать - те научатся, по книгам, статьям из инета, на собственных ошибках... у каждого свой путь. А те, кто думает, что хочет, но не находит для этого времени, тем никакая методика не поможет.



zzerf
автор темы:


Понимаю. Если у вас паранойя, то это не значит что за вами никто не следит. Нет и нет, ничего я не разрабатывал и не собираюсь - мозги не те и амбиций маловато. -)

Я рассматриваю взрослого человека, у которого работа, семья и немного свободного времени на увлечения. Заниматься можно (и нужно), но прогресс будет очень медленный. Отсюда и желание получить сразу пачку готовых паттернов, которые можно применить сразу, здесь и сейчас, а получаемые результаты помогут поддерживать мотивацию длительное время. Я недавно встречался с приятелем который как раз сетовал по этому поводу - "есть с кем, есть чем, но нет времени" -)

И вот это вот "если есть желание, то время всегда найдется" отдает немного юношеским максимализмом, то есть стремлением впадать в крайности, у взрослого человека несколько иные взгляды на жизнь.

То есть, задача сводится к достижению недостижимого: получение удовлетворительного (и выше) результата при минимальных временнЫх затратах.



ManWithNoName:

Ну тогда это совсем другая постановка вопроса ...
если мы имеем главную задачу за минимальное время - максимальный результат (насколько это возможно конечно) ... тогда есть смысл почитать теорию, потом купить 2-3 руководства по съемке пейзажей, портретов, в студии и прочее ... и снимать-снимать и снимать ... пока не надоест ... есть шанс, что результат на троечку будет за вполне разумное время .... сам так начинал работать со студийкой request



Юрий Бадейкин:
    zzerf писал(а):
    Я рассматриваю взрослого человека, у которого работа, семья и немного свободного времени...
Взрослый человек, у которого работа, семья и немного свободного времени, купил рояль. Хочет научится играть. И что Вы ему посоветуете по такому случаю?



ManWithNoName:

Как научиться фотографировать?
У рояля "кнопочек" больше ... и меньше шансов на "шедевр" ... wink



Юрий Бадейкин:

Как понял я, речь там идет о "Собачьем вальсе" Но шоб технично и без ошибок!



ManWithNoName:

...тут и "Собачий" не всем дано на рояле слабать laughing
...но шанс при наличии МЫЛЬНИЦЫ слабать "кое-что" - в разы выше.... выход тут в мыльнице и режиме АВТО
ИМХО...



zzerf
автор темы:


Пример неудачный немного. Давайте что-нить поинтереснее, например Лунную сонату. Имея в тылу класс фортепиано музыкальной школы, скажу, что играя по часу в день, через пару недель, а то и раньше любой с нуля, у кого хоть как-то худо-бедно двигаются руки, сыграет ее технично. Не душевно, но без ошибок.

Мы как-то готовили для подруги моего приятеля на ДР музыкальный номер. Гитара и бас были опытными, остальных взяли просто "с улицы", знакомых, не имеющих отношения к музыке никак, на бочку + два тома, что-то из перкуссии и флейту. Две недели репетиций, и на вечере сыграли на ура.



Юрий Бадейкин:

Так медведи на велосипедах и коньках катаются, а собачки считать умеют и что?



Игорь Новиков:
    zzerf писал(а):
    Пример неудачный немного. Давайте что-нить поинтереснее, например Лунную сонату. Имея в тылу класс фортепиано музыкальной школы, скажу, что играя по часу в день, через пару недель, а то и раньше любой с нуля, у кого хоть как-то худо-бедно двигаются руки, сыграет ее технично. Не душевно, но без ошибок.
Всё смешали... Что узнать то хотите? Можно ли за две недели "по часу в день" научиться не делать грубых технических ошибок? Можно, легко. Делать фото на документы практически любого можно научить за час-другой, в самом худшем случае - за день. И что?



zzerf
автор темы:


Да не смешал, просто ответил Юрию Бадейкину, что есть возможность научить человека сыграть на фортепиано более-менее сложную мелодию за короткий срок, то есть, мне есть что посоветовать новичку, севшему впервые за инструмент, дать ему конкретные указания, выполняя которые он получит результат. Дал понять, что сравнивать освоение (или осваивание?) фотоаппарата и освоение музыкального инструмента некорректно. Вот и все. Впрочем, это в рамках юмора.

А вопрос никуда не делся он описан в первых постах. Однако я мнение уже составил на основании имеющихся ответов. То есть ответ простой - потому что это никому не надо. Хотя я с этим и не согласен. -)



Игорь Новиков:
    zzerf писал(а):
    А вопрос никуда не делся он описан в первых постах. Однако я мнение уже составил на основании имеющихся ответов. То есть ответ простой - потому что это никому не надо. Хотя я с этим и не согласен. -)
Вы издеваетесь так утончённо? В _любой_ книжке по фото есть примеры "это вот нехорошо, а вот это хорошо". И достаточно книг не просто с примерами, а с подробным описанием разных примеров, из серии "делай раз, делай два". И не допускать _грубых _технических_ и _композиционных_ ошибок можно научиться очень быстро, не зря базовый курс рассчитан на ту самую "пару недель по часу в день", пусть на месяц... И "качественную, технически безупречную фотографию" так сделать совсем несложно. Вот только будет ли такая фотография хорошей вопрос отдельный.



цукен:
    zzerf писал(а):
    Я вот нигде не видел книги или рекомендации, в которой бы говорилось - вам надо в точности повторить такую фотографию, встать сюда, параметры такие-то, нажимать сюда, обработать так-то. Примитивизм, понятно, но метод-то то работает в других областях, почему его нельзя применить и в фото?
    Сразу оговорю, речь сейчас идет не об искусстве, а о ремесле, умении научиться делать качественную, технически безупречную фотографию. Мне кажется, что когда новичок уже не заморачивается на какие-то базовые, давно им отработанные вещи, тогда у него появляется возможность видеть и делать искусство.
Не удивительно, что вас самого удивляет отсутствие таких методик для фото. Уже само отсутствие таких, столь для вас "очевидно правильных" методик, должно было бы вас навести на мысль, что что-то здесь не так, что нет их не спроста, а по какой-либо причине, которую вы не учитываете. Или переоцениваете свои доводы. Те, кто обучает и пишет книги по основам освоения фотографии, сами хорошие и опытные фотографы, поэтому хорошо для себя осознают утопичность и даже вредность подобных метод в фотографии. А та основная масса фотолюбителей, о которых вы с досадой упоминаете, что плодят серость и безвкусицу, скорее всего и следовали подобным способам освоения основ фото-дела. Когда кто-то в форуме задает вопрос и настаивает на предельной конкретности "как нужно делать?", не озадачиваясь вопросом "почему именно так?" - факт, что перед нами еще один адепт вашего убеждения, свято верующий в полезность вашей методы, еще один потенциальный "творец" фото-техничной безвкусицы. Маниакальная зацикленность на ТЕХНИЧНОСТИ снимков, святая вера в то, что в первую, вторую и третью очередь снимок должен быть безупречен по технике исполнения - источник, стимул и мотив для подобных идей. А убеждение, что слепой повтор чужих действий может развить и ОСОЗНАННОСТЬ действий, стимулирует собственные устойчивые правильные навыки и приемы, довершает губительное действие заблуждения.
Когда самому приходится обучать, НИКОГДА не начинаю с техники и откладываю ее до тех пор, когда дело уже не начинает упираться в нее, в реализацию полученных знаний по ...СВЕТУ.
ФОТОГРАФИЯ даже как сама технология в своем названии сначала содержит ФОТО (свет) и лишь затем ГРАФИЮ (писать), сначала СУТЬ, затем ДЕЙСТВИЕ, сначала СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и только потом ГЛАГОЛ. fellow И обучать нужно так же, так и обучают.



ManWithNoName:
    Игорь Новиков писал(а):
    Всё смешали... Что узнать то хотите? Можно ли за две недели "по часу в день" научиться не делать грубых технических ошибок? Можно, легко. Делать фото на документы практически любого можно научить за час-другой, в самом худшем случае - за день. И что?

Я бы согласился...но вот беда... на дня снимался я на паспорт - так меня и с 5-ой попытки нормально снять не смогли ...это при том, что человек бил себя кулаком в грудь типа "со мной такое в первый раз" Как научиться фотографировать? ...не всем дано однако sad



Игорь Новиков:
    ManWithNoName писал(а):
    Я бы согласился...но вот беда... на дня снимался я на паспорт - так меня и с 5-ой попытки нормально снять не смогли ...это при том, что человек бил себя кулаком в грудь типа "со мной такое в первый раз" ...не всем дано однако
Сформулируйте пожалуйста, что было на фото ненормально.


ManWithNoName:

... ненормально - это когда у снимаемого объекта круги под глазами от пыхи, волосы зеленые по краю и тень от пыхи сзади на фоне - вот только ненадо мне говорить, что потом фотошопом вырезаем и все ОК ... это многие могут, а вот простую портретку на документы - далеко не все laughing



Игорь Новиков: 03.09.2009 11:36:37 | Re[ManWithNoName]:

То бишь, он вместо банального зонтика (про софтбокс не вспоминаю) прямо вспыхой лупил, фон поставил вплотную и не отгородил уголок стандартной чёрной шторой, а в программе запузырил автоулучшатель типа автолевелсов... Да, его даже час никто не учил... Стандартный набор стандартных ошибок...
В советских фотоателье стоял прибитый гвоздями стул, прибитый гвоздями штатив, в метре-двух позади стула панель фона, тоже гвоздями прибитая, вокруг гвоздями прибитые стойки с тьменью лампочек накаливания. И мультипликатор на печать...


ManWithNoName

Ладно, не будем отходить от темы: это было к разговору о том, что каждый "китайский мальчик" может по учебнику снимать ... а вот хрена ... не каждый... sad



Юрий Бадейкин:

Конечно не каждый. Но это не аксиома для владельцев этих точек. Они приглашают, как правило, компьютерщиков, которые за 10 минут ставят программу, демонстрируют работу при конкретном освещении и, забрав бабло отбывают. Освещение меняется от времени суток, года, погоды ну и проч. Прога съемки на документы достаточно проста, но шнырять каждый раз в шоп геморно, да и не все кто считает, что владею шопом, им владеют. У меня тож с ним проблемы, но массу вещей я в нем все же делаю. Ну и отсюда результат. Потому как не каждый ретушер фотограф.



Игорь Новиков:

    ManWithNoName писал(а):
    это было к разговору о том, что каждый "китайский мальчик" может по учебнику снимать ... а вот хрена ... не каждый...
Если этот самый учебник дать - таки каждый.



Shiroima:

Что-то богатые люди в своих особняках наклеенных на картонку мух не часто вешают - предпочитают за огромные деньги классическую масляную живопись приобретать.
И вообще, современное изобразительное искусство, в которое Вы нас рылом всю ветку тычете, вот уж действительно отстой. Набирают полную прямую кишку краски и пукают на холст, а когда высохнет, выставляют это в модной галерее и в масс медиа начинается истерия про "вспыхнувшую звезду", "нового гения", "невероятный по глубине эпотаж" и т.п. - и уходит это произведение за миллион долларов, который делится между самыми громкими крикунами. Это искусство давно уже ничего не выражает, только всех разводит на бабки.
С музыкой так обойтись труднее: для фортепьяно нужно ноты написать сначала. А импровизации это чаще в джазе. laughing

Можно обучить фотографа аналогу нотной грамотности, но, развивая аналогию с музыкой, современная фотокамера это синтезатор с компьютером, на нём можно не только "вручную" играть "по нотам", но и использовать широчайшие возможности автоматизации процесса, вплоть до того, что нажмёшь пару кнопок - оно само "играет". Сами подумайте, чему проще обучить (нотной грамотности или нажатию пары "правильных" кнопок) и какой от такого обучения может статься прок... wink



peayq:
    zzerf писал(а):
    peayq, вы сообщаете недоказанные (или недоказуемые) сведения. Кто сказал, что школа академического искусства себя дискредитировала и откуда вдруг взялись миллионы художников? Найти человека который может грамотно нарисовать портрет непросто.
художник - он ведь не только портреты рисует (или пишет), он ведь ещё много чем занимается - книги оформляет, журналы, рекламу, и многое другое. скажите, вы давно в последний раз видели в каком-нибудь журнале иллюстрацию в стиле академического рисунка? или рекламу с грамотным салонным пейзажем? думаю, нет. а всё потому, что умение видеть по своему котируется сейчас выше чем умение ровно класть штрих и делать отмывку.
да, академический рисунок - это прекрасная школа. когда ей не злоупотребляют. у нас в большинстве профильных вузов он считается базой, основой основ, что не всегда правильно. хотите доказательств - почитайте специализированные сайты, например, промдизайнеров или архитекторов.
проблема не столько в самом рисунке - он, несомненно, имеет право на жизнь, - а в том, что дав в руки человеку механизм рисунка, вы не сделаете его настоящим художником. вы повысите его механическую способность производить хорошие рисунки, не более. само собой, можно попытаться провернуть такой фокус и с фотографией. проблема только в том, что рисует довольно ограниченное количество людей, а фотографируют все поголовно, и большинство совершенно устраивает как они это делают. что-то изменить здесь может только повышение общего культурного уровня, насмотренность хорошими примерами и желание не просто "щёлкнуть", а как-то интерпретировать снимаемое.



Alexandr Kulikovsky:

Бред. Умение рисовать (а также цвет и композиция) как раз и есть необходимое условие для выражения творчества. Давайте перестанем учить грамоте писателей: ведь механическое написание букофф не сделает человека писателем.

По поводу темы: ув. zzerf, такая методика существует. И называется она Инструкцией к фотоаппарату. Любой вменяемый человек, прочитав инструкцию и выполнив ее рекомендации, получит технически приемлемые снимки. Но вот для получения фотографии нужно еще творчество. А вот как научить творчеству пока неизвестно никому.



цукен:

Творчеству не обучают, его прививают, пробуждают и развивают.



peayq:
    Alexandr Kulikovsky писал(а):
    Бред. Умение рисовать (а также цвет и композиция) как раз и есть необходимое условие для выражения творчества.
бред. единственное необходимое условие для выражения творчества - желание творить. всё остальное - техника.

о чём вообще спор, я не понимаю?! все согласны, что научить снимать и рисовать технично - можно. все согласны, что это не главное, а главное - творчество. зацикливание на технике при почти полном отсутствии всего творческого - а именно это происходит в славных своими академическими традициями российских вузах, - тупиковый путь развития. к фотографии это, по-моему, тоже применимо. надеюсь теперь моя позиция ясна.



_fir:
    peayq писал(а):
    ...и ходят теперь по земле расейской миллионы "художников", здорово умеющих перерисовывать гипсовые головы, у которых фантазии и видения - ноль целых ноль десятых. школа академического рисунка уже давно дискредитировала себя как подавляющая индивидуальные особенности творчества человека, делающая из него робота с карандашом. ...
ну хоть школу академического рисунка не трогайте. она учит людей рисовать "реалистически правильно", и кроме этого не ограничивает ни в какой области. уж в области видения, так точно, наоборот расширяя его, заставляя точнее угадывать нюансы. посмотрите рисунки репинской академии. в большинстве других заведений академическому рисунку, к сожалению, обучают хуже.



Юксаре:
    zzerf писал(а):
    И копятся дома серии фотоальбомов, с одинаково ужасными снимками стандартной тематики "я, друзья и пальмы".
Это для Вас, для меня, для фотокритиков каких-нибудь ужасные снимки. А самим им, друзьям и пальмам они нравятся.
    Потому-то и так нельзя делать начинающим фотографам
Я бы тех, кто "снимает в отпуске" не называл фотографами. Начинающими. Все мы пишем посты, например, в форуме, однако это не дает нам права зваться начинающими писателями.



Юрий Бадейкин:

Да просто тут все. Дело, которым собираешься заниматься, посвящать много времени, сделать главным своим увлечением, может и профессией, надо оч. Любить. Ну и относится к нему соответственно. Кто-то поменял зеркалки на мыльницы... Ну и, слава Богу. Не шибко это занятие им и нужно. Даже по нашему форуму видно, как люди увлеченные, с нуля, добиваются оч. Серьезных успехов. И речь можно вести не о бездарности, а о степени заинтересованности и увлеченности.
Что до фотографий: «Я и пальмы, «Я и котик», «Я и Пушкин», что ж – кому-то это нравится. И начинают, как правило, с этого. Если «Котик в альбоме или на стене – замечательно. Фотография живет вне компьютера, там она только хранится.
И еще. Особенно для новичка важно чтобы фотография в первую очередь была интересной. Качество придет. Фотография менее всего ремесло, более всего творчество.


Mochulski:

не вижу я тут проблемы. вы говорите можно научить человека за 2 недели играть лунную сонату - можно, только что толку? хотя если вся его цель сыграть лунную сонату через 2 недели, а потом выбросить инструмент, то да. а если научиться играть на фортепьяно, то надо играть гаммы.
чтобы научить надо объяснять не, что, а зачем.
мне одна подруга однажды сказала: на следующей неделе еду в Италию, мне дают зеркалку - научи меня снимать. За час я ей объяснил что такое экспозиция, баланс белого, для чего нужна блокировка экспозиции, экспокоррекция и какие есть режимы съёмки (она это всё записала в тетрадочку), потом за два часа прогулки по городу с камерой рассказал об основных законах композиции. я сам думал, что из этого ничего не выйдет. но оказалось, когда человек действительно хочет, не проблема усвоить столько информации за короткое время. привезённые из Италии фото были значительно выше уровнем, чем "я и фонтан". не без минусов конечно, но улучшить можно абсолютно любой кадр.
так что вопрос исключительно в желании человека научиться.


Дык:
    zzerf писал(а):
    Не думаю что это на самом деле так. У хорошего учителя нет плохих учеников.
Книги же ты сам читаешь, значит, сам себе учитель.
Да, книги бывают интересные и неинтересные, но если кто-то не умеет их читать, что пенять на то, что книги не интересные, глупо.

Не получается по книгам заочно учиться - найди себе очного учителя-человека.
В принципе для хороших фотографий достаточно базовых знаний в объеме инструкции к фотоаппарату - инструкции к фотоаппарату традиционно подробные.
    Я задумался о том, как обучают людей в других отраслях. Часто наблюдаю наиболее прямой метод - "делай как я". Начинающие художники старательно перерисовывают, начинающие скульпторы не менее старательно перевылепливают -), а почему так нельзя делать начинающим фотографам? Я вот нигде не видел книги или рекомендации, в которой бы говорилось - вам надо в точности повторить такую фотографию, встать сюда, параметры такие-то, нажимать сюда, обработать так-то. Примитивизм, понятно, но метод-то то работает в других областях, почему его нельзя применить и в фото?
Вообще это неверный метод. Теряешь свое уникальное видение, но тоже можно. Причем здесь - что там написано в книге - бери просто фотографии из здешней галереи которые понравились тебе и пытайся их повторить.
    Сразу оговорю, речь сейчас идет не об искусстве, а о ремесле, умении научиться делать качественную, технически безупречную фотографию. Мне кажется, что когда новичок уже не заморачивается на какие-то базовые, давно им отработанные вещи, тогда у него появляется возможность видеть и делать искусство.
Угу, и это подтверждает начало вашего текста - лучший метод обучения такой:
    Я часто вижу советы бывалых новичкам - фотографируйте больше, читайте мануал, Дыко, Пожарскую, Лапина, Фроста, Клейгорна и пр., еще раз фотографируйте больше и со временем все получится.
Для обучения ремесленника само то.



Алексей В. Архипов
    zzerf писал(а):
    читайте ... Дыко, Пожарскую, Лапина, Фроста, Клейгорна и пр.
такие советы надо давать фотографу, у которого с технической стороной фотографии уже все в порядке, и вопросов по получению технически хорошего снимка не возникает.

я вот, например, до данных авторов еще не дорос, и чтение их книг пока откладываю (хотя с Лапиным встречался).




На этом дискуссия обывается tongue

В общем - сами видите. По этому вопросу фотографическое общество пребывает в некоторой растерянности. Как и вы, наверное.

У меня самого есть, что сказать по этому поводу. Но то, что я хотел бы сказать, довольно трудно сформулировать в словах. Проще - в движениях. Чем я в меру сил (и лени :) занимаюсь.


    Как научиться фотографировать?

    Как научиться фотографировать?
<
Andy

7 сентября 2009 09:28

0
Интересная дискуссия. Спасибо за подборочку! Интересно было почитать.
Моё ИМХО:
Я купил зеркалку всего год назад (как раз тогда и подписался на ваш курс =) ) и сейчас пришел к выводу, что научить сделать технически правильное фото (я про экспозицию и т.д.) можно любого и за достаточно короткий срок, а вот сделать так, чтобы на этом фото было еще на что посмотреть, уже гораздо тяжелее. В моём случае, по причине отсутствия чувства композиции, именно долгая и упорная тренировка + анализ сделанных фото может и даст какой-нить результат.
И ещё одно, к разговору о том, что нафиг мол вам зеркалка, если и на мыльницу тоже самое получается. Нифига не тоже самое. Как минимум качество фотографий на зеркалке лучше и уже поэтому зеркалка стоящая штуковина. =))
<
Александр

7 сентября 2009 12:36

0
Спасибо за выборку из диспута.
Хотя у нас полностью отсутствует культура дискуссии. Если нет аргументов - ругань и оскорбления.
А в остальном, напоминает классическую сценку на улице, когда на простой вопрос, как пройти куда-то, начинаются длинные рассуждения, манипуляции головой, руками, вместо того, чтобы просто сказать "не знаю".

Автор темы сетовал на отсутствие методики обучения фотографии профессионального или выше среднего уровня. Понимаю, что искусству научить нельзя - это как божий дар, но освободить время для творчества путем изучения техники фотографирования до совершенства можно и нужно. Существуют же факультеты фотожурналистики. Наверняка там отработаны методики обучения ремеслу.
Потом, отчетливо видно, что мастера не очень стремятся делиться секретами - ясно, ведь это их хлеб. (Вячеслав Слободчук - приятное исключение). Да и творческие люди по натуре не писатели. А у нас, начинающих фотографов, возникают вопросы, как достичь того или иного результата, увиденного у профи. Так что идея, прозвучавшая в диспуте "делай, как я" имеет, на мой взгляд, право на существование. А создатель такого труда вынужден будет описывая свою работу создавать и методику, так как процесс описания последовательности действий - тоже методика.
<
septime

16 сентября 2009 11:31

0
На факультетах журналистики фотоделу не учат. Или плохо.
За статью спасибо. сам начинающий и перечитал множество книг. Стараюсь в каждой находить что-то новое и нахожу. Самое главное - чтобы это тебя бесило или жутко нравилось - большой стимул. Творчество развивать и сам не знаю как. Наверно, надо чтобы близкие люди тебя в это мделе поддерживали, твоя подруга (друг) тоже (можно его (её) завлечь в фотосессию), наблюдать за различными тенденциями развития культуры: скульптура, живопись, можно и классическое, фотография, литература, чаще бывать за городом, вне "ШУМа" и делать передышки. А самое главное - стараться несмотря ни на что - любить жизнь во всех проявлениях!
<
Alekseeff

24 сентября 2009 16:32

0
Господа, учат... но учат только технике. Просто фотография это несколько больше чем искусство =) Это -Вы, ваше видение мира. Не надо чего то придумывать просто старайтесь показать этот мир как ВЫ его видите с учетом всех технических нюансов, будь то композиция или экспозиция.
<
NB MS

7 ноября 2009 21:02

0
Мне кажется, что все забыли про Photoshop, ходите вокруг да около. По настоящему эффектная фотка, как правило, выходит после обработки. А вы все про искусство- Фотошоп- сделает в большинстве случаев все необходимое (точнее мастер, который им владеет лучше других).

Вот и пример технологий:
http://www.youtube.com/watch?v=VnWW3z0-hN4&feature=player_embedded#at=276
<
Marysia

18 января 2010 17:35

0
Да здесь речь не идет о шедеврах. Не об искусстве, а ремесле. Сначала мы учимся читать, а затем создаем литературные произведения. Я изучала программу, где пошагово должна была повторять за автором урок за уроком. От простого к сложному. Когда мне стали понятны возможности программы, я смогла реализовать свои замыслы. Это уже было моё творчество. На сегодня я с фотоаппаратом как мартышка с очками. Я не могу даже прочитать инструкцию к фотоаппарату потому что инструкция от полупрофессионального аппарата написана языком, который может понять только человек , который уже занимался фотографией. Я была бы благодарна если бы человек поделился знаниями в таком виде.
<
СергейЛ

25 марта 2010 15:08

0
Уважаемые Господа, почитал эти высказывания. Мне стало неприятно, создаётся впечатление что только этим господам таким великим дано - правильно и красиво фотографировать, делать шедевры и они никогда не учились этому делу а вот сразу взяли и начали всё правильно делать. А Человек просто спросил про методику для (не ГЕНИЯ к которым они себя причисляют) простого человека, чтобы мог правильно сфотографировать не «шедевр» а своих родных, близких, друзей, на отдыхе в повседневной жизни и неважно что нет композиции той о которой они говорят, человеку нужно чтобы было видно что это его родные, близкие, друзья и т.д. а когда это будит видно после этого он будет задумываться и стараться сделать композицию и т.д. и надеюсь у него это получится. Умных книжек и умников много, писать пишут и всё так заумно иногда даже с издевательством, несколько книг прочитал, в них есть небольшая разница одни пишут для денег а другие пишут для человека. Прочитал книгу которую мне порекомендовали (сдуру ещё взял сразу две книги «Оранжевая книга цифровой фотографии» и «алая книга цифровой фотографии» автор господин Рудаков) честное слово оранжевую книгу дочитал до половины и бросил, написано обо всём и в тоже время не о чём, да ещё с издёвками (господа если вы описываете какай либо процесс то опишите его полностью вы за это деньги получили, а если пишите для таких же как вы, то не пишите в описании «для начинающих»). Может тот кто так пишет как фотограф хороший, но общаться с таким не хочется. И по этому получается что люди приобретают оборудование, идут к вам за советом хотят сделать что – то хорошее для себя и для многих других, а вы господа говорите «куда вы суётесь – здесь без высших сил у вас ничего не получится, только нам избранным это дано».
Вот вроде и всё, сам я валенок в этом деле так что советов у меня нет, есть только одно будьте Человеком и не забывайте что общаетесь пусть через компьютер или на бумаге с Человеком.
Сергей
<
Вячеслав

25 марта 2010 15:18

0
Сергей, ну эта дискуссия несколько специфическая.
Она имела место на club.foto.ru, а там участники отличаются заметным снобизЬмом и высокомерием :)

Много лет назад я чувствовал себя маленьким и ничтожным в сравнении с ними. С тех пор я как-то незаметно вырос, даже очень. А стиль общения на foto.ru остался прежним. Разве что, участники сменились. Наверное, те, кто раньше высокомерно поучал поучающихся :) что-то поняли и сменили тон. Или хобби wink
<
СергейЛ

28 марта 2010 09:39

0
Добрый День. Уважаемый Вячеслав, по моему мнению стиль общения характеризует человека как человека и как общество а это уже говорит о том что общество у нас не улучшается. А фотография это культура, это искуство которое хотябы по микронам но должно вести нас к свету а не в темноту.
И ещё немножко не согласен с товарищем который написал - "Мне кажется, что все забыли про Photoshop, ходите вокруг да около. По настоящему эффектная фотка, как правило, выходит после обработки." Я конечно валенок в этом деле, но мне кажется что Фотошоп предназначен для корекции фотографии а не для фотографии иначе для чего тогда нужен фотоаппарат.
С уважением Сергей.
<
magstar

31 марта 2010 19:58

0
Очень интересное, хотя и малопонятное обсуждение. Непонятное в плане того, что якобы нет методик, никто не учит и т.п. По моему, для того чтобы понять что-такое выдержка, диафрагма и ИСО достаточно это прочитать. Уяснить для себя, что в фотографии главное- свет- дело 1-й секунды. Методик делай как я- масса на сайтах- я имею в виду примечания к фотографиям- мол, снималось во столько то, там-то, в солнечный день, выдержка 100, исо 100, диафрагма 16. Ходи да повторяй. По поводу фотошопа- все таки настоящий мастер пытается сделать один хороший кадр, и фотошоп использовать по минимуму. Для создания эффектов недостижимых обычным способом фотошоп необходим. Спасибо огромное Вячеславу за огромную работу в деле просвещения народных масс!
<
Миха

31 мая 2010 18:50

0
Ну а в конечном то ,итоге что посоветуете для начинающего фотографа с Nikonom D60 чтобы технически изучить возможности камеры по,понятнее чем все термины фотомира,а то совсем запутался что крутить и куда нажимать в этом апарате для мало-мальских неплохих фото для начала???


Изучать сразу все возможности камеры нет смысла. Даже если Вы запомните инструкцию наизусть, при фотографировании не сможете в бешеном темпе все это прокрутить в голове и мгновенно установить ровно те значения, которые вы хотели для данного сюжета. Со временем сможете, и это станет привычным, но не сразу.

А для начала забейте на все и обращайте внимание только на три параметра: ISO, выдержку и диафрагму. Эта троица обеспечит Вам нормально освещенный снимок.

Это раз.

Во вторых, чтобы не жонглировать сразу тремя незнакомыми параметрами, можно еще более упростить ситуацию.

Если снимаете днем. Выберите режим приоритета выдержки "Tv" (у Вас он, вроде бы - "S" обозначается?). Установите ISO 200 или 250 и не трогайте.

В режиме приоритета выдержки можно устанавливать любую выдержку по своему усмотрению. А подходящую для этой выдержки диафрагму автоматически Вам подберет фотоаппарат.

Вот и снимайте несколько одинаковых кадров с разными значениями выдержки. С длинной, с короткой. С очень длинной, с очень короткой.
А потом дома смотрите на мониторе, в чем разница между снимками одного и того же сюжета. Какие более удачные, какие менее. Какую диафрагму выбирал фотоаппарат для такой выдержки, а какую - для другой выдержки.

Просто несколько дней тупо снимайте в режиме приоритета выдержки и рассматривайте потом фотографии. Уверяю Вас, через несколько дней Вы уже будете нутром чуять, какая выдержка для каких кадров будет хороша, а какая плоха, что бывает хорошего и плохого от длинной выдержки, а что от короткой.

После этого любая статья или книга, где написана про выдержку будет Вам:
a. Понятна
b. Интересна
с. Полезна (потому что Вы будете понимать о чем идет речь. И даже если автор пишет полный бред, то осмыслив его и сказав про себя или вслух "блин, автор гонит. все не так!", Вы сами в этот момент осознаете для себя, как именно обстоит дело.

So, если Вы начинающий, уцепитесь за один параметр (например - выдержку). По мере его освоения, Ваши фото будут становиться все лучше и интереснее. Когда Вы решите, что этого достаточно, переходите к следующему параметру (например - диафрагме).

Вячеслав Слободчук
<
Dark62

1 июля 2010 19:43

0
Хороший совет!
Сам начинал с диафрагмы. Опытный дядька советовал... ставь режим приоритет диафрагмы, саму диафрагму - f8 и не парься. Все снимки будут резкими. С этого и начал. Взял, так сказать, за эталон. А дальше методом проб и ошибок, почитывая одновременно кое-какую литературу, стал осваивать именно этот режим. Теперь подступаю к приоритету выдержки... :)
<
Полиночка-суперочка

13 декабря 2011 14:43

0
Сама не имею проф.фотоаппарата но фоткаю на обычном... получаеться нормально,нередко прибегаю к услугам фоторедактора,но мои фотки не становяться хуже.... обожаю снимать.... например,если в сумке нет места для учебника Алгебры, я его выкладываю и обязательно несу фотик, СЛАВА ФОТОАППАРАТАМ!!!!!!
Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Здравствуйте Вячеслав! Я очень хочу поблагодарить Вас за очень полезный,интересный материал который я недавно приобрела ! Огромное Вам СПАСИБО ! Наконец-то в моей голове все "становится" на свои места ;) Желаю Вам творческих успехов,и всего самого наилучшего! С уважением Марина Кноль…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы