» » Почему фотография нерезкая?
Информация
  • Просмотров: 38769
  • Дата: 29 ноября 2008
29 ноября 2008

Почему фотография нерезкая?

Категория: Практика съёмки

Почему фотография нерезкая?

Почему пчела не в фокусе?

На дисплее фотоаппарата фотография часто выглядит настоящим маленьким шедевром. Но вот вы загружаете ее в компьютер, открываете на большом мониторе… и видите, что на шедевр это явно не тянет. Иногда из двух сделанных подряд снимков один хороший, а другой – некачественный.

Чаще всего жалобы на один из следующих недостатков:
    - общее отсутствие резкости

    - нет резкости на главном объекте
Что же было не так в момент съемки? Пойди теперь, разберись. Этот момент давно ушел в прошлое. Однако, не все так безнадежно. У вас есть возможность отчасти вернуть ушедшее мгновение и проанализировать, с какими параметрами вы фотографировали.

Во время снимка фотоаппарат записывает внутрь каждого файла с изображением довольно много информации – так называемую EXIF- информацию. Она включает дату и время снимка, каким фотоаппаратом снято, каким объективом (не всегда), какие были ISO, выдержка, диафрагма и много чего еще.

Эту информацию можно увидеть в фотошопе (пункт меню File -> File Info..., в открывшемся окне выбрать слева строчку Camera Data 1). Можно просто кликнуть правой кнопкой мыши на файле и выбрать Properties/Свойства (скорее всего, эти данные будут не на самом виду, а на какой-то из вкладок).

Есть большое количество программ, которые написаны специально, чтобы показать эту скрытую внутри фотографии EXIF-информацию, например ShowExif.

Что означает аббревиатура EXIF? Она расшифровывается как Exchangeable Image File. Это текстовая информация, которая встроена в картинку и понятна всем более-менее продвинуты программам работы к изображениями.


Мне присылают массу проблемных фотографий. Попробуем на нескольких примерах разобраться постфактум, в чем источник проблемы.

Почему фотография нерезкая?

Здесь жалоба на отсутствие резкости на лицах fellow


Лица здесь я намеренно замаскировал, но поверьте – лица смотрятся недостаточно резко.

Чтобы увидеть EXIF-информацию, откроем папку, содержащую этот файл, кликнем правой кнопкой мыши на файле и выберем в появившемся меню строчку Свойства (Properties).

В открывшемся окошке, естественно, на самом виду будет всякая ерунда – размер файла, дата создания и проч. Однако пощелкав по дополнительным вкладкам, на вкладке «Сводка» мы по какому-то наитию нажимаем кнопку «Дополнительно» – ну где-то ведь должная быть эта информация! – и обнаружим искомое. (Это если у вас – Windows. Возможно, пользователи «Маков» быстрее доберутся до нужной информации :)

Смотрим… Мда, переведено на русский несколько кучеряво, а местами даже неправильно. Тем не менее, попробуем воспользоваться этой информацией.

Почему фотография нерезкая?


Во-первых, смотрим, в каком режиме делался снимок. Среди всяких довольно непривычных глазу словосочетаний нахожу строчку «Приоритет светосилы». Некоторым усилием воли понимаю, что это должно означать «Режим приоритета диафрагмы». Спасибо переводчикам angry

Это значит, что фотограф поставил камеру в режим приоритета диафрагмы – либо случайно, либо нарочно. Зачем?

Подозреваю, что он руководствовался такой логикой: снимаю портрет, для портрета рекомендуется широкая диафрагма, поэтому я выбираю режим приоритета диафрагмы и самолично ставлю широкую диафрагму. У меня не забалуешь!

Смотрим – действительно, диафрагма F1.8 (хотя, по мнению переводчиков это еще одно фокусное расстояние. Но я-то знаю, что обозначение F1.8 – для диафрагмы, а не для фокусного расстояния.)

Ну ладно. А что неправильно сделал фотограф?

Во время съемки была слишком широко открыта диафрагма - практически до максимума (1,8). С такой широкой диафрагмой обычно снимают лицевые портреты крупным планом, где можно очень тщательно сфокусироваться, например, на глазах, тогда они получатся резкими.
Один из недостатков широкой диафрагмы - очень маленькая глубина резко изображаемого пространства. Казалось бы, незаметное смещение фотоаппарата на полсантиметра вперед-назад может сделать главный объект нерезким.

Мне показалось, что здесь фотоаппарат навелся на руки, поэтому они получились более резкими, чем лица. Также обратите внимание на левый (для зрителя) подлокотник скамьи - он, похоже, тоже получился резче. То есть фотоаппарат навелся на плоскость, проходящую через руки-подлокотник. А все, что было чуть ближе или чуть дальше уже получилось менее резким.

Второй недостаток максимально открытой диафрагмы в том, что очень многие светосильные объективы при этом начинают "мылить", давать нерезкое изображение. Это характерно для многих объективов Sigma, Canon, видимо и для никоновских стекол.

Поэтому обращайте внимание на значение диафрагмы и старайтесь не выбирать значения меньше 3,5 (бОльшие значения числа диафрагмы - меньшие отверстия, бОльшая резкость). Широкую диафрагму тоже можете использовать, только старайтесь понимать - с какой конкретной целью - размыть фон, смягчить портрет, вынужденно потому что слишком темно и т.д.


Следующая картинка. Здесь снова жалобы на плохую резкость.

Почему фотография нерезкая?


Все, больше я не буду пользоваться штатными средствами Windows. Фотографическая информация плохо переведена да еще запрятана куда-то вглубь.

Поэтому следующую картинку я загружаю в фотошоп и выбираю пункт меню File-> File Info… В открывшемся окне выбираю слева строку Camera Data 1.

Почему фотография нерезкая?


Тоже не могу сказать, что информация лежит на самом виду, но, во всяком случае, правильная и точная.

Смотрим на все параметры подряд. Трудно зацепиться за что-то… кроме одного параметра. Выдержка (Shutter Speed) – 1/12 секунды. Это не просто много. Это – ОЧЕНЬ длинная выдержка при съемке с рук.

(Особенно при фокусном расстоянии около 100 мм, как показывает строка Focal Length. Но даже если вы ничего не знаете о взаимосвязи выдержки и фокусного расстояния, 1/12 секунды – это практически всегда – слишком длинная выдержка для съемки с рук.)

На такой выдержке, если Вы не снайпер, очень трудно удерживать камеру ровно во время срабатывания затвора. Поэтому заметен небольшой смаз от движения рук. Это особенно заметно на фотографиях с большим количеством мелких деталей, как здесь. Этот небольшой смаз и создает впечатление общей нерезкости.

Почему так получилось?

Как я вижу из представленной информации, камера находилась в режиме приоритета диафрагмы (строка Exposure Program: Aperture priority.
Апертура – это диафрагма :)

Либо этот режим был выбран случайно. Либо фотограф специально выбрал этот режим. Скорее всего, верно последнее. Режим позволяет выбрать любую диафрагму. Чем сильнее зажата диафрагма (чем больше число диафрагмы), тем резче получается изображение. Видимо, фотограф хотел получить очень резкое изображение массы мелких деталей на снимке. В принципе, он действовал правильно.

Но.

Маленькое отверстие в диафрагме фотоаппарат постарался компенсировать очень длительной выдержкой, чтобы снимок не получился слишком темным. А проверить, какая же получится при этом выдержка, фотограф забыл.

В результате – фотоаппарат выбрал слишком длинную выдержку и при съемке получился небольшой смаз от дрожания рук. Этот смаз хорошо заметен, если фотографию увеличить.

Что можно было бы сделать, чтобы исправить ситуацию?

Во-первых, можно посильнее открыть диафрагму (выставить не F/11, а , например, F/8 или даже F7).

Во-вторых, можно выставить ISO побольше – не 100, а 200. Или 400.

Эти действия позволят фотоаппарату выбрать более короткую выдержку. Конечно, не 1/100 секунды, как «требуется» по теории, но намного более короткую, которая позволит значительно уменьшить смаз.


Небольшое резюме.

Итак. В случае отсутствия резкости на фотографии можно попробовать «вспомнить», с какими параметрами она была сделана.

Из нескольких десятков разнообразных параметров в первую очередь нас будут интересовать эти два:
    - выдержка;

    - диафрагма
Проблема чаще всего вызывается двумя причинами:
    - либо диафрагма слишком широко открыта (значение F/2.8, F/2.0 или меньшие значения). При этом многие объективы начинают «мылить « в силу своей конструкции. Также возможно небольшое отклонение фотографа взад-вперед – и главный объект съемки вылетает из узкой зоны ГРИП.

    - либо выдержка слишком длинная (длиннее, чем 1/фокусное расстояние) – и получается легкий смаз от дрожания рук или от движения объектов в кадре.


Фирменные программы дают дополнительную информацию

Почти всегда в коробочке вместе с фотоаппаратом лежит CD или DVD с каким-нибудь фирменным софтом – конвертером типа Digital Photo Professional от Canon, Nikon Capture или еще чем-то в этом духе. Этот софт может быть хорошим, может быть средненьким, но обычно у него есть одна полезная функция, которой нет в фотошопе. Эти фирменные программы показывают, на какую точку наводился фотоаппарат в момент съемки.

На фотографии, открытой в программе Canon DPP, и приведенной ниже, видны квадратики – это точки, на которых может фокусироваться Canon EOS 5D. Один квадратик – красный, это значит, что фотоаппарат наводился на максимальную резкость именно по этой области. А все остальные детали сюжета – уж как получится.

Почему фотография нерезкая?


Поэтому, если пчела над цветком у вас получилась нерезкой, можете воспользоваться фирменной программой и посмотреть, на пчеле фокусировался фотоаппарат или на каком-то мусоре на заднем плане. А если это так – то думать, как же в следующий раз не оплошать :)



    Почему фотография нерезкая?

    Почему фотография нерезкая?
<
Павел

28 декабря 2008 20:35

0
Отличная статья! 5+

(очепятка: в конце "не олошать")

Спасибо, исправился request
Вячеслав Слободчук

<
Виктория

1 февраля 2009 13:45

0
Скажите,а какой обьектив лучше подходит для фотоаппарата canon eos 1000D kit


Если "kit" - значит, уже есть объектив EF-S 18-55?

Его неплохо было бы дополнить светосильным объективом с фокусными расстояниями 24-70 мм. Желательно, чтобы первые цифры были не больше 24. Например, есть объективы с фокусными 28-70, но 28 - для повседневного использования на 1000D будет узковатое поле зрения. Особенно будет это заметно при съемке в помещениях, когда некуда отойти подальше. А 24-70 на кропе вполне удобен в абсолютном большинстве случаев, знаю по себе. Только иногда, когда требуется очень широкий угол обзора, можно надевать китовый 18-55.

"Светосильный" - значит, что число максимально открытой диафрагмы - 2.8. Можно шире - 2.0, 1/8, 1.2... но это уже будет слишком дорого для 1000D smile

2.8 - это волшебное число. Объективы с такой или большей светосилой позволяют фотоаппарату фокусироваться в принципе быстрее и лучше, чем более темные объективы. Это важно для 1000D, так как у него по определению не слишком сильные мозги (это младшая тушка в линейке).

Таким образом, у меня получается объектив 24-70 f/2.8

Такой объектив есть у Canon - EF 24-70 f/2.8L USM, но в данном случае он будет непропорционально дорог - около 50 000 рублей (плюс-минус).

Есть неплохая альтернатива у "Сигмы" - Sigma AF 24-70mm f/2.8 EX DG MACRO. Его стоимость около 17-18 тыс. рублей, что заметно ниже и более адекватно стоимости самой камеры.

Есть еще более бюджетный вариант - Sigma AF 24-135mm F2.8-4.5 ASPHERICAL IF стоимостью около 12 000. Он будет несколько послабее предыдущего собрата. Кроме того, он редко у кого есть в наличии, надо заказывать.

Вячеслав Слободчук



<
XiaKe

26 апреля 2009 15:16

0
Посоветуйте пожалуйста,какой более- менее универсальный обьектив прикупить к тушке D-80 Nikon.
<
Игорь Мерзляков

28 октября 2010 12:24

0
День добрый!

Стараюсь прочитать все ваши статьи про технике фотографии. Очень нравится! Спасибо! smile

Из этой статьи узнал, что чем больше зажата диафрагма, тем резче получаются снимки.
Я приобрел свою первую зеркалку - Canon 50D + 28-135mm 3.5-5-6 IS USM. Так вот после своего старого Canon G7 был очень сильно разочарован снимками :(

Многие объекты выходили откровенно мыльными.
А иногда, даже на на самом длинном фокусном при съемке в квартире, каждый волосок моей девушки можно было рассмотреть отдельно и все было прекрасно)

Пытаюсь разбираться)

Спасибо!
<
Алина

5 января 2011 15:11

0
Здравствуйте, подскажите какой объектив купить на Sony a 450
<
sergey

8 марта 2011 22:43

0
Здравствуйте, в DPP яне нашел отображение точек фокусировки.Подскажите, пожалуйста, где.


В этом коротком ролике показано, где включить подсветку точек фокусировки:
http://www.fotoscope.ru/uploads/AF_DPP.mp4

Точки фокусировки можно "вспомнить" только если это RAW-файл!
Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Здравствуйте, уважаемый Вячеслав! Приношу свои извинения, за то, что сразу не ответила Вам. Безусловно, Ваши курсы оказались для меня очень полезными. По поводу "Курса Фото-мастер": многое из этого материала мне было известно (просто потому, что я не совсем новичок в фотографии)…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы