» » Как фотографировать контрастные сюжеты
Информация
  • Просмотров: 31259
  • Дата: 8 января 2008
8 января 2008

Как фотографировать контрастные сюжеты

Категория: Практика съёмки

Подпишитесь на бесплатный
Миникурс для начинающих фотолюбителей!

Статья является пересказом объяснений Сергея Чигарева , найденных в недрах форумов club.foto.ru

Это логическое продолжение статьи Жонглируем тремя параметрами: ISO - диафрагма - выдержка


Вопрос:
Как правильно снимать сюжет с большим количеством яркого неба, чтобы получить максимальную проработку деталей в тенях, как экспозицию замерять? А то либо облака проработаны, но лес черный. Либо, наоборот, небо засвечено.


Как фотографировать контрастные сюжеты

Разбираемся.

Допустим, есть контрастный сюжет. Светлое небо и темный объект. Чувствительность – ISO 100. Рассмотрим случай, когда мы не ограничены во времени, поезд не уходит, жена за спиной не стоит и не спрашивает ласково: «Ну долго еще?!».


Решение.

Так как внешнего экспонометра как правило у нас нет, будем пользоваться встроенным экспонометром фотокамеры. Устанавливаем камеру в режим приоритета выдержки. Первоначальная выдержка – 1/ISO, т.е. 1/100с. Режим замера устанавливаем точечный (если точечного нет, то ставим центровзвешенный).
Если не ясно о чем это, посмотрите инструкцию к камере.

Теперь глядя в видоискатель, делаем замер неба и леса. (Поясню – делаем это, нажимая до половины кнопку спуска затвора). И не просто тупо нажимаем в небо, а запоминаем значение диафрагмы, которое любезно предлагает нам камера. Сделать нужно два замера: самый темный и самый светлый объект. Но замеряем только сюжетно важные объекты. Т. е. если есть тень от дуба и по вашей задумке она должна остаться черной тенью, то ее замерять не нужно.

Придумаю похожие значения. Например, мы получили следующие значения:
небо 16, деревья – 4.

Строим линейку значений диафрагмы:

16 – 11 – 8 – 5.6 – 4

Среднее значение здесь - 8. Переводим камеру в режим М (полностью ручной режим). Ставим 100 на 8 (выдержка 1/100, диафрагма – 8.0).
Все.

То, что я сейчас описал – не что иное, как детское объяснение зонной теории Адамса.


Дополнение.

То что мы сейчас выставили усредненную экспозицию – на самом деле, ничего хорошего. Получается, что и небо недоэкспонировали, и лес переэкспонировали. Чтобы сузить крайние значения, в нашем случае можно либо затемнить небо, либо осветить лес.

Начну с последнего.
Если это действительно лес, то осветить его не представляется возможным. Если это просто кусты, отдельно стоящие деревья и т.д., то можно попробовать подсветить их вспышкой. Но все равно проблематично…

Как можно затемнить небо? Навскидку приходят в голову только два способа: градиентный фильтр либо поляризационный фильтр.

Поляризационный фильтр поможет притемнить небо лишь в некоторых случаях, а именно – если есть солнце и если солнце при этом светит сбоку. Т.е. когда солнце в лицо и солнце в затылок поляризационный фильтр не поможет.
Как фотографировать контрастные сюжеты
Как вообще пользоваться поляризационным фильтром – читайте специальные материалы, описывать методики сейчас не буду.

Для универсального затемнения неба идеально подходит градиентный фильтр. Такие фильтры делают все производители фильтров. Марку и модель подскажет ваш бюджет. Фильтр представляет собой стекло затемненное линейно, таким образом, покрутив его, можно установить в такое положение, что небо будет затемнено, а лес останется без изменений.
Как фотографировать контрастные сюжеты
Итак, представим, что у нас есть такой фильтр, и мы установили его правильно. Делаем замер. Для неба теперь – диафрагма 8, а для леса – 4.

Строим линейку:

8 – 5.6 – 4

Среднее значение при таком раскладе 5.6. Что изменилось? Лес теперь мы проработаем лучше на одну ступень, небо тоже. Мы сузили эксповилку. Теперь не представит никакого труда вытянуть небо и лес в RAW-конверторе.

Рекомендуется иметь градиентный фильтр для объектива, которым снимаете больше всего. Это самый нужный фильтр. А если объектив «китовый», то, пожалуй, и единственный нужный. smile

Сразу объясню свою позицию для тех, у кого китовый объектив.
Хороший полярик стоит дороже китового объектива, поэтому лучше купить на эти деньги объектив 50/1.8.
Хороший защитный фильтр стоит, как китовый объектив, поэтому непонятно, кто кого защищает.
Градиентник же стоит недорого, и это действительно нужный творческий инструмент.

(Данную точку зрения владелец сайта не разделяет, но из уважения к автору цитирует почти дословно).



<
anton-k8

2 октября 2008 04:31

0
:-) где же ты фильтры такие видел которые по 5 штук стоят? Ну понимаю конечно что для Hasselblan'da ну там думаю будут исчислятся уже в валюте... а для китов кэнон и никон, начального уровня стоят они от 690 (нетральный) ну и тысяч до двух... (полярник)
<
Вячеслав

2 октября 2008 15:29

0
Антон, на мою "Бигму" хороший полярик столько стоит!

У ей диаметр 86 мм tongue

Впрочем, Вы правы, это скорее исключение. Нормальному фотолюбителю фильтры обходятся дешевле
<
Димка

27 мая 2011 15:28

0
Я немного тугой на начинающий в то же время
в линейке 16 – 11 – 8 – 5.6 – 4 числа 16 и 4 понятны, а откуда взялись 11-8-5.6??? Жду отвели плз!


Число диафрагмы соответствует площади отверстия объектива. Если радиус отверстия увеличился в 1.4142 раза, то площадь отверстия увеличивается в 2 раза (по формуле пи эр квадрат :). Отсюда и берутся такие цифры:

4*1,4 = 5,6
5,6 * 1,4 = 8
8 * 1,4 = 11
и т.д.

То есть при изменении числа диафрагмы от 4 до 8 количество пропускаемого света уменьшается не в 2, а в 4 раза. А в два раза - это при изменении от 4 до 5,6.

В.С.
Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Здравствуйте, Вячеслав! Вот только сейчас начала слушать Ваши курсы (работа замучила)... Спасибо огромное! Мне очень нра Ваша манера изложения... Ощущение, что находишься на очной беседе, нет напряженности и официальности, словно друг объясняет основы фото, причем не стесняется показывать…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы