» » Как фотографировать контрастные сюжеты
Информация
  • Просмотров: 30182
  • Дата: 8 января 2008
8 января 2008

Как фотографировать контрастные сюжеты

Категория: Практика съёмки

Подпишитесь на бесплатный
Миникурс для начинающих фотолюбителей!

Статья является пересказом объяснений Сергея Чигарева , найденных в недрах форумов club.foto.ru

Это логическое продолжение статьи Жонглируем тремя параметрами: ISO - диафрагма - выдержка


Вопрос:
Как правильно снимать сюжет с большим количеством яркого неба, чтобы получить максимальную проработку деталей в тенях, как экспозицию замерять? А то либо облака проработаны, но лес черный. Либо, наоборот, небо засвечено.


Как фотографировать контрастные сюжеты

Разбираемся.

Допустим, есть контрастный сюжет. Светлое небо и темный объект. Чувствительность – ISO 100. Рассмотрим случай, когда мы не ограничены во времени, поезд не уходит, жена за спиной не стоит и не спрашивает ласково: «Ну долго еще?!».


Решение.

Так как внешнего экспонометра как правило у нас нет, будем пользоваться встроенным экспонометром фотокамеры. Устанавливаем камеру в режим приоритета выдержки. Первоначальная выдержка – 1/ISO, т.е. 1/100с. Режим замера устанавливаем точечный (если точечного нет, то ставим центровзвешенный).
Если не ясно о чем это, посмотрите инструкцию к камере.

Теперь глядя в видоискатель, делаем замер неба и леса. (Поясню – делаем это, нажимая до половины кнопку спуска затвора). И не просто тупо нажимаем в небо, а запоминаем значение диафрагмы, которое любезно предлагает нам камера. Сделать нужно два замера: самый темный и самый светлый объект. Но замеряем только сюжетно важные объекты. Т. е. если есть тень от дуба и по вашей задумке она должна остаться черной тенью, то ее замерять не нужно.

Придумаю похожие значения. Например, мы получили следующие значения:
небо 16, деревья – 4.

Строим линейку значений диафрагмы:

16 – 11 – 8 – 5.6 – 4

Среднее значение здесь - 8. Переводим камеру в режим М (полностью ручной режим). Ставим 100 на 8 (выдержка 1/100, диафрагма – 8.0).
Все.

То, что я сейчас описал – не что иное, как детское объяснение зонной теории Адамса.


Дополнение.

То что мы сейчас выставили усредненную экспозицию – на самом деле, ничего хорошего. Получается, что и небо недоэкспонировали, и лес переэкспонировали. Чтобы сузить крайние значения, в нашем случае можно либо затемнить небо, либо осветить лес.

Начну с последнего.
Если это действительно лес, то осветить его не представляется возможным. Если это просто кусты, отдельно стоящие деревья и т.д., то можно попробовать подсветить их вспышкой. Но все равно проблематично…

Как можно затемнить небо? Навскидку приходят в голову только два способа: градиентный фильтр либо поляризационный фильтр.

Поляризационный фильтр поможет притемнить небо лишь в некоторых случаях, а именно – если есть солнце и если солнце при этом светит сбоку. Т.е. когда солнце в лицо и солнце в затылок поляризационный фильтр не поможет.
Как фотографировать контрастные сюжеты
Как вообще пользоваться поляризационным фильтром – читайте специальные материалы, описывать методики сейчас не буду.

Для универсального затемнения неба идеально подходит градиентный фильтр. Такие фильтры делают все производители фильтров. Марку и модель подскажет ваш бюджет. Фильтр представляет собой стекло затемненное линейно, таким образом, покрутив его, можно установить в такое положение, что небо будет затемнено, а лес останется без изменений.
Как фотографировать контрастные сюжеты
Итак, представим, что у нас есть такой фильтр, и мы установили его правильно. Делаем замер. Для неба теперь – диафрагма 8, а для леса – 4.

Строим линейку:

8 – 5.6 – 4

Среднее значение при таком раскладе 5.6. Что изменилось? Лес теперь мы проработаем лучше на одну ступень, небо тоже. Мы сузили эксповилку. Теперь не представит никакого труда вытянуть небо и лес в RAW-конверторе.

Рекомендуется иметь градиентный фильтр для объектива, которым снимаете больше всего. Это самый нужный фильтр. А если объектив «китовый», то, пожалуй, и единственный нужный. smile

Сразу объясню свою позицию для тех, у кого китовый объектив.
Хороший полярик стоит дороже китового объектива, поэтому лучше купить на эти деньги объектив 50/1.8.
Хороший защитный фильтр стоит, как китовый объектив, поэтому непонятно, кто кого защищает.
Градиентник же стоит недорого, и это действительно нужный творческий инструмент.

(Данную точку зрения владелец сайта не разделяет, но из уважения к автору цитирует почти дословно).



<
anton-k8

2 октября 2008 04:31

0
:-) где же ты фильтры такие видел которые по 5 штук стоят? Ну понимаю конечно что для Hasselblan'da ну там думаю будут исчислятся уже в валюте... а для китов кэнон и никон, начального уровня стоят они от 690 (нетральный) ну и тысяч до двух... (полярник)
<
Вячеслав

2 октября 2008 15:29

0
Антон, на мою "Бигму" хороший полярик столько стоит!

У ей диаметр 86 мм tongue

Впрочем, Вы правы, это скорее исключение. Нормальному фотолюбителю фильтры обходятся дешевле
<
Димка

27 мая 2011 15:28

0
Я немного тугой на начинающий в то же время
в линейке 16 – 11 – 8 – 5.6 – 4 числа 16 и 4 понятны, а откуда взялись 11-8-5.6??? Жду отвели плз!


Число диафрагмы соответствует площади отверстия объектива. Если радиус отверстия увеличился в 1.4142 раза, то площадь отверстия увеличивается в 2 раза (по формуле пи эр квадрат :). Отсюда и берутся такие цифры:

4*1,4 = 5,6
5,6 * 1,4 = 8
8 * 1,4 = 11
и т.д.

То есть при изменении числа диафрагмы от 4 до 8 количество пропускаемого света уменьшается не в 2, а в 4 раза. А в два раза - это при изменении от 4 до 5,6.

В.С.
Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Прослушал данный курс и хотел бы сказать пару слов о нем. Купив зеркалку, каждый из нас какое-то время просто щелкает все, что видит, не придавая особого значения тому, что он снимает, и самое главное – зачем. Но наступает момент, когда хочется чего-то большего, нежели просто хорошее качест…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы