» » Сюжеты и режимы съемки
Информация
  • Просмотров: 39156
  • Дата: 25 февраля 2008
25 февраля 2008

Сюжеты и режимы съемки

Категория: Практика съёмки

Подпишитесь на бесплатный
Миникурс для начинающих фотолюбителей!

Cюжеты и режимы съемки

Эта статья написана на основе весьма содержательных постов Максима Воротовова, обнаруженных в недрах форумов club.foto.ru

Для начала определим терминологию:

Выдержка - время воздействия света на светочуствительный материал (пленку или сенсор).

Стандартная шкала выдержек выглядит так:
1сек;1/2 сек;1/4сек;1/8;1/15;1/30;1/60;1/125;1/250;1/500; и т.д.
1 шаг изменяет количество света поступающего на светочуствительный материал в 2 раза.

Диафрагма - относительное отверстие, которое определяет диаметр дыры, через которую свет воздействует на светочуствительный материал.

Стандартная шкала значений диафрагмы:
1.2;1.4;2;2.8;4;5.6;8;11;16;22 и т.д.
1 шаг значений диафрагмы изменяет количество света поступающего на светочуствительный материал в 2 раза.

Светочуствительность материала (ISO) - чуствительность к поступающему свету.

Чем выше значение ISO, тем меньше света требуется для нормального экспонирования. В цифровых матрицах на высоких ISO проявляется цифровой шум. На пленке с высокой чувствительностью очень заметно зерно.

Три этих параметра – выдержка, диафрагма, ISO – определяют экспозицию.

Для образного представления представьте следующее:

Труба, по которой течет вода. На одном конце трубы кран (заглушка), на другом конце прижата губка. Время, которое открыт кран и вода течет - это выдержка. Диаметр трубы – это диафрагма. Восприимчивость губки к воде - ИСО. Т.е. чем выше значение ИСО, тем быстрее губка напитывается водой.
________________________________________________

Теперь поговорим о режимах камеры:

Сюжеты и режимы съемки


Автоматический режим - все параметры экспозиции определяются камерой.

Режим P - полуавтоматический. Выдержка и диафрагма определяются камерой, у фотографа есть возможность изменять баланс белого, ISO, делать поправку экспозиции.

Режим S (или Tv на некоторых камерах) - приоритет выдержки. Выдержка выставляется фотографом, диафрагма подбирается камерой под выставленную выдержку. Остальное – как и в режиме P.

Режим A (Av) - приоритет диафрагмы. Диафрагма выставляется фотографом, выдержка подбирается камерой. Остальное – как и в режиме P.

В ручном режиме M - все параметры экспозиции выставляются фотографом.
_________________________________________________

Теперь рассмотрим влияние этих параметров на картинку.

Выдержка позволяет «заморозить» или «размазать» объект съемки.

Для того чтобы снимать без смаза статичные сюжеты, выдержка (по классическому правилу) должна быть обратной фокусному расстоянию объектива. Т.е. для объектива с фокусным расстоянием 50 mm – выдержка должна быть 1/50 сек. (1/60 на стандартной шкале) или короче.

На выдержке 1/250 стекленеют брызги воды, и можно заморозить движущийся со средней скоростью автомобиль.

Сюжеты и режимы съемки


1/125 – заморозим бегунов и велосипедистов.

1/60 – будет уже чувствоваться движение. Например, если портретируемый махнет рукой, или если бросить мяч, или бегущая собака...

1/30 – уже можно снимать «с проводкой» быстродвижущиеся объекты (машины, лошадиные бега, бегунов-спринтеров)

Сюжеты и режимы съемки


1/15 – размажет идущего человека шлейфом средней плотности.

1/8 – идущая толпа превратится в движущуюся прозрачную кашу.

Сюжеты и режимы съемки


На выдержке в 1 секунду и дольше, идущие люди вообще не будут заметны в кадре.
____________________________________________

Диафрагма.

Диафрагма влияет не только на уровень светового потока, который поступает на сенсор (или на пленку), но и на Глубину Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). На ГРИП также влияет фокусное расстояние и расстояние до объекта съемки.

Чем меньше фокусное расстояние, тем больше ГРИП.

При фокусном расстоянии объектива 50 мм ГРИП больше, чем при 105мм.
При фокусировке на объекте на расстоянии 10 метров ГРИП будет больше, чем при съемке этого же объекта на расстоянии 1метр.
Глубина резкости перед снимаемым объектом меньше, чем за снимаемым объектом.
____________________________________________

Зная все эти базовые вещи, можно решить любую экспонометрическую задачу.

Важно понимать, что экспонометр камеры видит отраженный свет от объекта съемки и приравнивает его к среднесерому (18% серому цвету, который вы можете найти в подложке своего фотошопа).

Отраженный свет отличается от падающего света, так как у него другой спектральный состав из-за цвета материала, отражающей, рассеивающей, поглощающей способности материала из которого состоит объект.
Но это все тонкости, для простого смертного не важные, так как исправить мы это все равно не можем.

Нам важно только понимать: все, что попадает в поле экспонометра камеры, воспринимается как среднесерый. Отсюда следует, что если мы снимаем светлосерую стену в лучах солнца, то нужно выставить коррекцию экспозиции +1, если стена Белая или вы снимаете снег, или крупноплановый портрет невесты в белом платье, то коррекция экспозиции +2.

Сухой асфальт соответствует среднесерому, кожа человека соответствует среднесерому.

Мокрый асфальт - коррекция -1, черная стена, лужа нефти (если найдете такую, вам будет класть на экспозицию), гора угля - коррекция -2.
_________________________________________________

Режимы экспозамера камеры.

Существует три основных режима экспозамера (измерения количества света, достаточного для съемки данного сюжета).

Точечный - экспозамер ведется по «точке» размером от 2 до 15 % от общей площади кадра. Эта «точка» привязана к точке фокуса.

Центровзвешенный – по центральной зоне кадра 6-25%. Точное значение зависит от настроек и производителя камеры.

Матричный/средневзвешеный – замер ведется по всему полю кадра и берется среднее значение.

Каким замером пользоваться – выбор за вами. Конкретный сюжет может потребовать выбора конкретного экспозамера. Для съемки пейзажа лучше выбрать средневзвешенный режим замера. Для съемки портрета на фоне окна (против света – точечный или центровзвешенный.
________________________________________________

Постскриптум.

По возможности снимайте в RAW, тогда будет возможность уже после съемки сделать небольшую коррекцию +/- 2 ступени.



Быстрый Путь К Хорошим Фотографиям
Фотокурс для начинающих
<
Maxim

30 марта 2008 12:03

0
Огромное спасибо автору и тому кто привёл это в порядок. Очень полезный материал!!
<
Kostet

25 мая 2008 22:28

0
Спасибо!
<
Romario

27 октября 2008 00:52

0
Спасибо :)
<
enka

14 марта 2009 14:49

0
Блин, так всё просто и доступно, читаю и удовольстаие получаю! winked
<
nik_ufa

22 марта 2009 12:46

0
о4ень полезный сайт)
<
batt

18 июля 2009 20:30

0
Спасибо огромное, очень интересно!!!
<
alllena

26 июля 2009 17:25

0
Вячеслав ,спасибо вам за такое умное объяснение.Я хоть немного стала понимать что такое диафрагма и прочее,еще конечно,еж в тумане ,ноя стараюсь. winked
<
Алексей

8 августа 2009 01:45

0
Спасибо за доступные объяснения.Думал что совсем безнадежен, теперь появилась надежда.
<
Олег

27 сентября 2009 14:08

0
Вячеслав, а можно про экспозамер камеры поподробнее, где какой применяется и для чего он вообще нужен, только Вы можете так подробно и доходчиво объяснять. За ваши материалы ОГРОМНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО.


Режимы экспозамера - Это, уже можно считать, пережиток пленочных времен.

Всего есть три основных режима экспозамера:
- матричный или многозонный;
- центрально-взвешенный;
- точечный.

Режим экспозамера позволяет камере "правильно" выбрать экспозицию (выдержка+диафрагма) для каждого конкретного сюжета.

Например, Вы сидите дома напротив окна, на котором сидит кошка. Представьте - Вы видите комнату (темную или светлую - в зависимости от того, какие обои, горит ли свет и т.д.) За окном солнечный пейзаж. И кошка внимательно наблюдает за Вашими манипуляциями с фотоаппаратом what

Если Вы хотите более-менее прилично отобразить сразу все, что попадает в поле зрения, то Вам нужно выбрать экспозицию, исходя из средней освещенности в поле зрения: стены + вид в окне + кошка

В этом случае нужно выбрать матричный или многозонный экспозамер. При этом фотоаппарат замеряет освещенность по всему полю кадра и подбирает соответствующие параметры. Конечно, что-то получится светлее (кошка), что-то темнее (пейзаж за окном) , чем нужно. Но в целом все элементы должны как-то не слишком сильно отличаться от того, что ожидает фотоаппарат.


Если же Вы хотите обратить внимание зрителя на чудесный пейзаж в окне, то параметры съемки должны подбираться именно для этого прямоугольного фрагмента кадра. В этом случае нужно выбрать центрально-взвешенный режим, при котором камера меряет освещенность, ориентируясь на центральную часть кадра.

Конечно, при этом комната окажется на снимке слишком темной, но зато будет хорошо оттенять солнечный пейзаж за окном.


А если Вас интересует умильное выражение кошачьей морды, то нужно выбрать точечный режим экспозамера. При этом камера будет мерить освещенность по одной точке (ну почти), не обращая внимания на буйство света и глубокие тени в остальных местах кадра.

В этом случае фотоаппарат подберет правильную экспозицию именно для кошачьей морды, так что можно будет (надеюсь) рассмотреть и глаза, и нос, и усы.


Вот так мучились фотографы в пленочные времена crying

На цифре вся эта экспозамерная эквилибристика часто теряет свой смысл.
Для чего она вообще придумывалась - чтобы главные объекты были правильно проработаны на снимке.
На цифре Вы сразу же можете проконтролировать результат по дисплею. И если снято не так, как Вам хотелось бы, тут же можете подкорректировать параметры съемки - диафрагму или выдержку, чтобы получить правильный (в вашем понимании) снимок.

В.С.
<
Олег

4 октября 2009 01:57

0
Огромное СПАСИБО!!!!!!!
<
lenadm

29 января 2010 19:46

0
Я не совсем поняла про корекцию экспозиции. Ведь если снять белое платье невесты с коррекцией +2, то платье окажется пересвеченным, разве не так? И наоборот, зачем делать черную лужу еще темнее, ставя коррекцию - 2?

Может быть в статье допущена ошибка? Ведь коррекция в минус делает снимок темнее и наоборот. Поправьте меня, если я не права.


Все именно так smile

Дело в том, что фотоаппарат не знает, что находится в кадре, и "старается" усреднить картинку так, чтобы весь диапазон светов поместился в матрицу и ничего особенно не осталось за бортом. Ну разве что, какие-то крайние значения будут потеряны - самые яркие и самые темные.

Поэтому, если в кадре много светлого, обычно автомат подбирает такую экспозицию, что получается не белое, а этакое светло-серое. Если мы снимаем угольную кучу, то она получается не черной, а сероватой, потому что фотоаппарат старается "вытянуть" изображение. А нас-то интересует показать, что уголь - не серый, а черный. И что платье невесты не средне-серое, а белое.

Поэтому для белого платья (чтобы оно выглядело на фотографии именно белым) применяют плюсовую экспокоррекцию. Конечно, нужно проверять, чтобы оно действительно не получилось пересвеченным - это зависит от общего баланса темного и светлого в сюжете.

А если Вы делаете фотографию "светлом ключе", то сознательно пересвечиваете сюжетно не критичные фрагменты сюжета. При этом экспокоррекцию нужно делать еще более плюсовую. Тогда все на снимке получится очень светлым, так стандартная автоматика никогда не сможет сделать.

В.С.






Спасибо за пояснение, теперь все понятно.
<
Данил

5 августа 2010 15:06

0
Огромное спасибо за все, обычно фотографы что постарше - как волки и берегут себя от стай, если метафору построил криво - то обычно те кто по умнее и по опытнее - не хотят делиться опытом, а фотографы вообще склонны к одиночеству: Никому ничего не скажу - секрет съемки останется только у меня". Наткнувшись на эти статьи был приятно поражен, этакий эстетический инфаркт))) Огромное спасибо) Нет слов как пригодилось
<
Алексей

25 ноября 2010 17:37

0
Невероятно огромная,колоритная и,что самое главное,полезная пища для мозгов начинающих фотолюбителей!Да еще столь доступным языком!Сказать о непростых вещах понятным языком не всякому дано.Вам огромное человеческое спасибо или как мы(молодежь) выражаемся "РЕСПЕКТ и УВАЖУХА!".Чем дальше читаю ваши статьи,тем больше для себя узнаю.Еще раз спасибо по истине граммотному человеку.
<
Николай

13 января 2011 01:50

0
Спасибо большое за информацию! Всё просто и грамотно изложено !
<
rozhnov

6 февраля 2011 18:03

0
Вкусно! Благодарю!
<
Анастаси

20 июня 2011 19:49

0
Автор большое спасибо...не давно родители купили фотоаппарат и я начала искать сайты для получения знаний в этом...и совершенно случайно наткнулась на ваш сайт...и даже не жалею об этом....АВТОРУ БОЛЬШОЕ СПАСИБО...
<
наташа

18 декабря 2012 03:40

0
wink СПАСИБО!
Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Здравствуйте, Вячеслав! Ещё по весне приобрела ваши диски. Получила, всё что нужно установила на компьютер, но жизнь закрутила и просто они лежали на полке и ждали своё время. На днях купила зеркалку. Sony slt a-35К. И вот тут-то диски и пригодились. Слушаю третий день с самых азов, конс…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы