» » Съемка в помещении для начинающих
Информация
  • Просмотров: 102584
  • Дата: 21 июня 2008
21 июня 2008

Съемка в помещении для начинающих

Категория: Практика съёмки

В недрах форумов club.foto.ru обнаружил замечательный пост Сергея Чигарева. Не могу удержаться, чтобы не привести его почти дословно (только немного причесал грамматику).
Оригинальный текст поста находится по адресу http://club.foto.ru/forum/view_topic.php?t...age=1#listStart


Съемка в помещении для начинающих

Съёмка в помещении всегда довольно индивидуальна.

Одни хотят красиво снять ребенка до года, а другие - борьбу в спортзале.
При всем разнообразии задач, возьму на себя ответственность разбить их на две группы: со вспышкой и без. Сразу оговорюсь, что здесь и далее «вспышка» - это внешняя цепляемая на камеру электронная вспышка.

Съемка в помещении для начинающих


Начнем со случая, когда вспышки нет.

Случай этот, наверно будет наиболее частый, поэтому и рассмотрим его подробнее. Вспышки может не быть по разным причинам. Вам жалко на нее денег, вы забыли вспышку дома, у вспышки разрядились аккумуляторы и т.д.

Первым делом осматриваем место съемки. Экспонометр камеры, а с приходом опыта и глаз, позволяют определить, откуда приходит свет в помещение. Вариантов и здесь немного – либо окно, либо лампы. На самом деле и тот, и другой вариант граничит с реальностью. Поэтому будем, что называется, выкручиваться из ситуации. Чаще всего на лампы надеяться не приходиться – если это конечно не специальные осветители. Лучшее что мы можем выжать из искусственного освещения – это подсветка фона. Одновременно освещать сюжетно важную часть лампами и дневным светом от окна нежелательно. Если объект съемки можно каким-либо образом переместить поближе к окну, то нужно это сделать по максимуму.

Буду сразу моделировать реальные ситуации.

Вы фотографируете грудного ребенка

Нужно уговорить родителей пододвинуть кроватку или стол для пеленания к окну. Если вы сами родитель, то вам и уговаривать никого не надо. Сам факт передвижения к чему-то яркому удивит малыша и вызовет яркие эмоции. От вас ждут фотографии, а не высокохудожественное выделение резкостью уха или глаза… это я про ГРИП. Светосильные объективы это очень хорошо, но в нашем случае открытые диафрагмы 1.4 - 1.8 - 2 - 2.8 годятся ограниченно.

Уже вижу как цитируют последнее предложение и прикладывают потрясающие снимки на диафрагме 1.2. :) Поэтому напомню, что у нас тут кружок для начинающих, и наша цель – технически совершенные снимки.

Итак, наша рабочая диафрагма 4. Ставим камеру в режим приоритета диафрагмы. Ставим значение диафрагмы 4. Чувствительность для начала – ISO400.

Делаем первый замер по лицу ребенка. Для этого максимально приближаем камеру к лицу малыша и, не дожидаясь пока схватит автофокус, смотрим на предложенную фотоаппаратом выдержку. Ну, что там? Если экспонометр камеры предлагает вам что-то типа 1/60с-1/125с, то все в порядке. (Чтобы не соврать, сходил к окну: сегодня пасмурный день, при ИСО400 и диафрагме 4, экспонометр определяет 1/80с).

Теперь очень важный момент!!! Переводим камеру в ручной режим «М» и вручную выставляем фиксированные и выдержку, и диафрагму – соответственно 1/80 и 4. Не забываем проверить – ИСО 400.

Нужно это в первую очередь для того, чтобы ни вы, ни экспонометр (ведь на заднем плане - темная комната) не отвлекались во время съемки. Со временем уже своим мозгом вы дойдете и до того, что для съемки автофокус тоже не нужен, т.к. он часто цепляется не туда, куда укажешь и что самое главное – он ворует время… а неповторимые моменты уходят.

Но пока снимайте с автофокусом! Тем более, многие полезли в яндекс чтобы узнать - что ж за хрень этот автофокус.

Основные параметры выставлены, теперь снимайте. После, при просмотре полученных снимков, может возникнуть ощущение, что света с одной стороны объекта катастрофически не хватает… В следующий раз (ведь детей снимают постоянно) захватите с собой на съемку отражатель. Не призываю покупать готовый, вы его сами потом купите, если захотите. Для начала можно изготовить отражатель самому. Материал основы любой – оргалит, пенокартон, пластик, дальше сами додумайте. Не вздумайте в магазине покупать этот материал, готовый отражатель стоит 500 рублей, так что для ленивых проще купить фирменный. Размер отражателя для подсветки грудного ребенка – не менее 30х45. Теперь берем в руки клеящий карандаш и алюминиевую фольгу. Фольга для запекания продается хозмагах, еще можно обязать домашних сладкоежек не выкидывать фольгу от шоколадок. Отражатель ставим параллельно окну. Если малыш совсем маленький и обитает на нижнем этаже, то просто приставляем отражатель к решетчатой стенке кроватки.

На первый взгляд – бесполезная затея с отражателем, света добавляет самую малость… Однако, при просмотре снимков его пользу трудно не заметить трудно.

Так, детей сняли. Теперь следующий пример.

Как и просили -

Фотографирование борьбы в спортзале

Начинаем с главного - с задачи. Если задача – репортаж с места проведения соревнований или тренировки, то результатом должны быть напечатанные фотографии или маленькие превьюшки для сайта клуба. И в том, и в другом случае нас вполне устроит чувствительность ISO800.

Оглядываемся вокруг и ищем источник света. Чаще всего это небольшие окна на высоте и свет от люминесцентных ламп. И чаще всего доля люминесцентного света намного больше. В любом случае, если хоть какой-то дневной свет есть, его надо использовать. Если он совсем никудышный, то его надо просто учитывать и не снимать напротив окон.

Итак, точку съемки нашли, ИСО800 поставили. ГРИП важна, поэтому снова нас выручает диафрагма 4.

Теперь ищем кого-нибудь в серой или зеленой футболке. Сами участники не подходят, потому как белые кимоно не годятся для определения экспозиции. Если никого нет - ни в серой, ни в зеленой - то ткните экспонометром кому-нибудь в лицо, в конце концов… ( в хорошем смысле слова :))

Если экспонометр показывает что-то в районе 1/60с - то уже неплохо. Хотя и не так уж хорошо. В борцовых видах спорта есть моменты, а они как раз и интересуют в плане протоколирования, когда участники замирают на мгновенье. Поклоны перед боем, поднятие судьей руки победившего… В общем, если вы «в теме», то наверняка сами знаете эти моменты. Так вот они и спасут нас от недостатка света.

Еще огромную помощь окажет если не штатив, то какой-нибудь спортивный причиндал типа козла, барьера для бегунов, ну и т.д., оглянитесь вокруг.

Ну, а если замеры вас расстроили и выдержка предлагаемая камерой 1/8-1/15, то выручит только нечестный способ – «постановка». Идете после тренировки к организатору и говорите: «Если нужны фотографии, то прошу бойцов вернуться для съемки». Вот тут главное – не облажаться, потому как постановочных фотографий будут ждать все.

Обязателен штатив или что-то, куда можно поставить или опереть камеру. Попросите тренера поставить ребят в наиболее яркие позиции, предупредите всех, что выдержка будет длинная. Громкое: «Внимание!» и через секунду нежно спустите затвор. Лишние дубли конечно не помешают. Обязательно принесите людям напечатанные фотографии, какие бы ни получились, иначе потом с вами никто в театр играть не захочет.


Съемка со вспышкой.

Начну резко. В помещении РЕКОМЕНДУЕТСЯ снимать со вспышкой.
Опять же делаю оговорку для умников, что у нас кружок начинающих!
В помещениях обычно острый недостаток света, и вспышка выручает. Вспышки у всех разные, как пользовать непосредственно каждую модель я не расскажу, но отправлю к инструкции.

Расскажу про съемку со вспышкой в виде «полезных советов».

Не пыхайте «в лоб». Прощение этому методу – только в случаях, когда объект находится дальше 6-8 метров… и то, пыхая в лоб в таком случае мы заставляем вспышку выжать всю ее мощность. Проблемы, возникающие при вспышке в лоб всем знакомы – жирные блики на лице, ужасные тени, красные глаза… все это мы видим на картинках с мыльниц. Не превращайте свою зеркальную камеру в мыльницу. Именно поэтому использовать встроенную вспышку нужно в очень редких случаях.

При низких (3м) белых! потолках лучшим решением для семейно-бытовых сюжетов будет вспышка вверх. Стены в качестве отражателей, конечно, тоже интересны… но они редко бывают белого цвета и обязательно внесут свой вклад в искажение цветового баланса фотографии.

Если у вас автоматическая вспышка типа E-TTL, вполне можно надеяться на автоматику. При съемке в помещении смелоставьте: выдержку 1/200, диафрагму в зависимости от вашей задумки, если вспышка мощная, то ИСО100, все это в ручном режиме «М». И не надо ничего городить в «зеленой зоне», и режимах с приоритетами!


Пример из реальной съемки.

Задача – дети в комнате, вечер, света из окна нет.

Устанавливаем: ISO100, диафрагма 5,6 (так как загнать детей в маленькую ГРИП проблематично), выдержка 1/200с. Вспышка направлена в белый потолок. Экспозамер центровзвешенный. ВСЁ!!!

Остается только не забывать держать камеру ровнее, и если выбираете ракурс сверху - «дети на полу», голову вспышки переориентировать в потолок.

Вообще со вспышкой обычный любитель разбирается довольно быстро. И вопросов эту тему мало. Пробуйте, и все получится!


Напоминаю, что автор этого текста - Сергей Чигарев
<
АндрейКо

2 июля 2008 19:14

0
Спасибо за полезную статью!
<
yahoogog

6 сентября 2008 20:59

0
Классно!
<
Ольга

2 ноября 2008 16:19

0
спасибо

спасибо
<
Tatyana V

14 ноября 2008 11:02

0
спасибо, мне как раз такая инф сейчас была оч нужна
<
Вячеслав

14 ноября 2008 23:15

0
Tatyana V,
если бы Вы знали, до чего приятно такое читать

<
Jairo2484

28 ноября 2008 20:42

0
Спасибки зи инфу, примем к сведению
<
Natali

27 декабря 2008 19:17

0

а что делать, если нет денег и приходится довольствоваться встроенной вспышкой?


Натали, а вот что: Про встроенную вспышку, желтые лица и красные глаза

Вячеслав Слободчук

<
Snoop19

10 января 2009 11:40

0
Отличная заметка
<
Sop27

25 января 2009 02:48

0
Действительно ОООчень приятно читать!!!!! Спасибо большушее за подсказки!!!
<
йоха

4 февраля 2009 14:08

0
спасибо за статью)
<
Таня

6 февраля 2009 23:01

0
Вячеслав, огромное спасибо за статью!!!
<
Maks

22 мая 2009 06:37

0
Ogromnoe spasibo kokraz nujna eta informazia
<
Ия

20 июня 2009 00:35

0
Tol'ko nedavno kupila fotik imenno dlya s'emki detei i sovsem uj nichego ne vixodilo , a kak Vas prochitala , tak vse po maslu poshlo! spasibo bol'shoe !!!!!!!!!!
<
Кристи

27 июня 2009 14:08

0
Отличнейшие статьи и не только эта. Благодаря вам, поняла то что долго в мозг влезать не хотело. Спасибо. Обязательно куплю Диск.
<
TalPV

26 июля 2009 16:47

0
Хорошая статья сразу отрабатывал на практике. При ISO 400 получается очень крупное зерно. У меня с ISO 64 довольно неплохо вышло с теми же значениями диофрагмы. Это наверно связано с хорошей светосилой объектива?
<
AZukov

5 августа 2009 17:14

0
Спасибо за статью! Читать приятно и многое становится понятным! :)
<
Тимур Усманов

21 октября 2009 13:28

0
Вячеслав! Огромное спасибо за интересную статью. Но у меня возник вопрос: вот в статье говорится диафрагму ставить на 4, однако, к сожалению, мой фотоаппарат минимум 5.6 поддерживают диафрагму. В режиме приоритета диафрагмы фотки получаются пересвеченные. Что порекомендуете в такой ситуации?


Смотрите какая штука - в конечном итоге Вам решать, насколько светлыми должны быть фотографии. Поэтому, если фотоаппарат по своим каким-то соображениям выбирает в режиме Av слишком длинную выдержку, можете поступить вот как.

Во-первых посмотрите, какие параметры получились для пересвеченной фотографии - выдержка и диафрагма. Для ориентира.

Во-вторых, выбираете ручной режим М, ставите ту же диафрагму, а выдержку в 1.5 -2 раза короче. Результат контролируете по дисплею. Все еще слишком светло - еще укорачиваете выдержку. Наоборот, темно получается - немного увеличиваете выдержку.

То есть неудачные фотографии сделанные на автомате или в режимах A, T, можно использовать как точку опоры. Смотрите, какие были параметры, переходите в режим М, выставляете ту же диафрагму, а выдержку - подлиннее или покороче, в зависимости от того, в какую сторону ошибся фотоаппарат.

В.С.
<
Тимур Усманов

26 октября 2009 17:47

0
Уважаемый Вячеслав! Огромное спасибо за рекомендации. Однако, я должен признаться, я немножко Вам соврал feel но соврал по не знанию feel дело в том, что у меня камера EOS 500D и в некоторых условиях, например на улице, она дает выставить диафрагму даже 3.5, но вот в помещении она просто не дает поставить ниже 4.5 sad там вообщем надо поймать сначала, чтобы автоматика показала 3,5 и резко переключаться в ручной режим. А Вам еще раз огромное спасибо за рекомендации, буду теперь пробовать smile
<
Влад

1 ноября 2009 17:44

0
Тимур Усманов, все зависит от фокусного растояния (зум). т.е. когда вы поставите максимальный зум, то будет 5,6, а когда оберете зум, то 3,5.
Помещение или нет - камера не знает. тут только физика и математика =) Успехов!
<
Marizet

18 августа 2010 18:30

0
Спасибо за статью! Очень помогла!
<
berendei

24 октября 2010 22:42

0
Спасибо! статья доходчивая,на понятном языке.
<
Valery_ob

18 декабря 2010 00:33

0
Перепробовал уже много режимов. Ваш самый...самый.Хоть лица естественные получаются.
<
Оксана

24 декабря 2010 14:33

0
Вячеслав, спасибо Вам большое за ваши статьи. Очень доходчиво!
<
Marina........

30 января 2011 17:52

0
большущее нет просто огромнейшее СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!
<
XXX

19 марта 2011 02:42

0
СПАСИБО!!!!!!!! love
<
Екьшту

4 апреля 2011 18:39

0
Большущее С П А С И Б О !!!!!!
Редко можно встретить настолько информативную и доступную для понимания новичка статью!
<
Greg

12 июня 2011 16:42

0
Тут шёл разговор про вспышку в потолок (в квартире).
выдержка 1/200 диафрагма 4 и.т.д, вопрос такой,
Рассеиватель для вспышки нужен? или так,голой фарой в потолок?
<
Али

12 ноября 2011 21:30

0
Братан отличная статья без пантов и мусора ,побольше пиши.
<
Артем

16 ноября 2011 16:06

0
Такая чушь написана..
"Если у вас автоматическая вспышка типа E-TTL, вполне можно надеяться на автоматику. При съемке в помещении смелоставьте: выдержку 1/200, диафрагму в зависимости от вашей задумки, если вспышка мощная, то ИСО100, все это в ручном режиме «М»"
Вы сами-то пробовали проделать то о чем написали? По Вашему, какую диафрагму не поставь, вспышка автоматом подгонит величину импульса.. :) Ага, размечтались...
<
Орун

18 марта 2012 10:24

0
Артем,
грубовато, но читаем точно можно надеяться
А с другой стороны все нужно пробовать ручками самостоятельно под свой апарат.
Назад Вперед
Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Здравствуйте Вячеслав! Я очень хочу поблагодарить Вас за очень полезный,интересный материал который я недавно приобрела ! Огромное Вам СПАСИБО ! Наконец-то в моей голове все "становится" на свои места ;) Желаю Вам творческих успехов,и всего самого наилучшего! С уважением Марина Кноль…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы