» » Съемка в помещении для начинающих
Информация
  • Просмотров: 104627
  • Дата: 21 июня 2008
21 июня 2008

Съемка в помещении для начинающих

Категория: Практика съёмки

В недрах форумов club.foto.ru обнаружил замечательный пост Сергея Чигарева. Не могу удержаться, чтобы не привести его почти дословно (только немного причесал грамматику).
Оригинальный текст поста находится по адресу http://club.foto.ru/forum/view_topic.php?t...age=1#listStart


Съемка в помещении для начинающих

Съёмка в помещении всегда довольно индивидуальна.

Одни хотят красиво снять ребенка до года, а другие - борьбу в спортзале.
При всем разнообразии задач, возьму на себя ответственность разбить их на две группы: со вспышкой и без. Сразу оговорюсь, что здесь и далее «вспышка» - это внешняя цепляемая на камеру электронная вспышка.

Съемка в помещении для начинающих


Начнем со случая, когда вспышки нет.

Случай этот, наверно будет наиболее частый, поэтому и рассмотрим его подробнее. Вспышки может не быть по разным причинам. Вам жалко на нее денег, вы забыли вспышку дома, у вспышки разрядились аккумуляторы и т.д.

Первым делом осматриваем место съемки. Экспонометр камеры, а с приходом опыта и глаз, позволяют определить, откуда приходит свет в помещение. Вариантов и здесь немного – либо окно, либо лампы. На самом деле и тот, и другой вариант граничит с реальностью. Поэтому будем, что называется, выкручиваться из ситуации. Чаще всего на лампы надеяться не приходиться – если это конечно не специальные осветители. Лучшее что мы можем выжать из искусственного освещения – это подсветка фона. Одновременно освещать сюжетно важную часть лампами и дневным светом от окна нежелательно. Если объект съемки можно каким-либо образом переместить поближе к окну, то нужно это сделать по максимуму.

Буду сразу моделировать реальные ситуации.

Вы фотографируете грудного ребенка

Нужно уговорить родителей пододвинуть кроватку или стол для пеленания к окну. Если вы сами родитель, то вам и уговаривать никого не надо. Сам факт передвижения к чему-то яркому удивит малыша и вызовет яркие эмоции. От вас ждут фотографии, а не высокохудожественное выделение резкостью уха или глаза… это я про ГРИП. Светосильные объективы это очень хорошо, но в нашем случае открытые диафрагмы 1.4 - 1.8 - 2 - 2.8 годятся ограниченно.

Уже вижу как цитируют последнее предложение и прикладывают потрясающие снимки на диафрагме 1.2. :) Поэтому напомню, что у нас тут кружок для начинающих, и наша цель – технически совершенные снимки.

Итак, наша рабочая диафрагма 4. Ставим камеру в режим приоритета диафрагмы. Ставим значение диафрагмы 4. Чувствительность для начала – ISO400.

Делаем первый замер по лицу ребенка. Для этого максимально приближаем камеру к лицу малыша и, не дожидаясь пока схватит автофокус, смотрим на предложенную фотоаппаратом выдержку. Ну, что там? Если экспонометр камеры предлагает вам что-то типа 1/60с-1/125с, то все в порядке. (Чтобы не соврать, сходил к окну: сегодня пасмурный день, при ИСО400 и диафрагме 4, экспонометр определяет 1/80с).

Теперь очень важный момент!!! Переводим камеру в ручной режим «М» и вручную выставляем фиксированные и выдержку, и диафрагму – соответственно 1/80 и 4. Не забываем проверить – ИСО 400.

Нужно это в первую очередь для того, чтобы ни вы, ни экспонометр (ведь на заднем плане - темная комната) не отвлекались во время съемки. Со временем уже своим мозгом вы дойдете и до того, что для съемки автофокус тоже не нужен, т.к. он часто цепляется не туда, куда укажешь и что самое главное – он ворует время… а неповторимые моменты уходят.

Но пока снимайте с автофокусом! Тем более, многие полезли в яндекс чтобы узнать - что ж за хрень этот автофокус.

Основные параметры выставлены, теперь снимайте. После, при просмотре полученных снимков, может возникнуть ощущение, что света с одной стороны объекта катастрофически не хватает… В следующий раз (ведь детей снимают постоянно) захватите с собой на съемку отражатель. Не призываю покупать готовый, вы его сами потом купите, если захотите. Для начала можно изготовить отражатель самому. Материал основы любой – оргалит, пенокартон, пластик, дальше сами додумайте. Не вздумайте в магазине покупать этот материал, готовый отражатель стоит 500 рублей, так что для ленивых проще купить фирменный. Размер отражателя для подсветки грудного ребенка – не менее 30х45. Теперь берем в руки клеящий карандаш и алюминиевую фольгу. Фольга для запекания продается хозмагах, еще можно обязать домашних сладкоежек не выкидывать фольгу от шоколадок. Отражатель ставим параллельно окну. Если малыш совсем маленький и обитает на нижнем этаже, то просто приставляем отражатель к решетчатой стенке кроватки.

На первый взгляд – бесполезная затея с отражателем, света добавляет самую малость… Однако, при просмотре снимков его пользу трудно не заметить трудно.

Так, детей сняли. Теперь следующий пример.

Как и просили -

Фотографирование борьбы в спортзале

Начинаем с главного - с задачи. Если задача – репортаж с места проведения соревнований или тренировки, то результатом должны быть напечатанные фотографии или маленькие превьюшки для сайта клуба. И в том, и в другом случае нас вполне устроит чувствительность ISO800.

Оглядываемся вокруг и ищем источник света. Чаще всего это небольшие окна на высоте и свет от люминесцентных ламп. И чаще всего доля люминесцентного света намного больше. В любом случае, если хоть какой-то дневной свет есть, его надо использовать. Если он совсем никудышный, то его надо просто учитывать и не снимать напротив окон.

Итак, точку съемки нашли, ИСО800 поставили. ГРИП важна, поэтому снова нас выручает диафрагма 4.

Теперь ищем кого-нибудь в серой или зеленой футболке. Сами участники не подходят, потому как белые кимоно не годятся для определения экспозиции. Если никого нет - ни в серой, ни в зеленой - то ткните экспонометром кому-нибудь в лицо, в конце концов… ( в хорошем смысле слова :))

Если экспонометр показывает что-то в районе 1/60с - то уже неплохо. Хотя и не так уж хорошо. В борцовых видах спорта есть моменты, а они как раз и интересуют в плане протоколирования, когда участники замирают на мгновенье. Поклоны перед боем, поднятие судьей руки победившего… В общем, если вы «в теме», то наверняка сами знаете эти моменты. Так вот они и спасут нас от недостатка света.

Еще огромную помощь окажет если не штатив, то какой-нибудь спортивный причиндал типа козла, барьера для бегунов, ну и т.д., оглянитесь вокруг.

Ну, а если замеры вас расстроили и выдержка предлагаемая камерой 1/8-1/15, то выручит только нечестный способ – «постановка». Идете после тренировки к организатору и говорите: «Если нужны фотографии, то прошу бойцов вернуться для съемки». Вот тут главное – не облажаться, потому как постановочных фотографий будут ждать все.

Обязателен штатив или что-то, куда можно поставить или опереть камеру. Попросите тренера поставить ребят в наиболее яркие позиции, предупредите всех, что выдержка будет длинная. Громкое: «Внимание!» и через секунду нежно спустите затвор. Лишние дубли конечно не помешают. Обязательно принесите людям напечатанные фотографии, какие бы ни получились, иначе потом с вами никто в театр играть не захочет.


Съемка со вспышкой.

Начну резко. В помещении РЕКОМЕНДУЕТСЯ снимать со вспышкой.
Опять же делаю оговорку для умников, что у нас кружок начинающих!
В помещениях обычно острый недостаток света, и вспышка выручает. Вспышки у всех разные, как пользовать непосредственно каждую модель я не расскажу, но отправлю к инструкции.

Расскажу про съемку со вспышкой в виде «полезных советов».

Не пыхайте «в лоб». Прощение этому методу – только в случаях, когда объект находится дальше 6-8 метров… и то, пыхая в лоб в таком случае мы заставляем вспышку выжать всю ее мощность. Проблемы, возникающие при вспышке в лоб всем знакомы – жирные блики на лице, ужасные тени, красные глаза… все это мы видим на картинках с мыльниц. Не превращайте свою зеркальную камеру в мыльницу. Именно поэтому использовать встроенную вспышку нужно в очень редких случаях.

При низких (3м) белых! потолках лучшим решением для семейно-бытовых сюжетов будет вспышка вверх. Стены в качестве отражателей, конечно, тоже интересны… но они редко бывают белого цвета и обязательно внесут свой вклад в искажение цветового баланса фотографии.

Если у вас автоматическая вспышка типа E-TTL, вполне можно надеяться на автоматику. При съемке в помещении смелоставьте: выдержку 1/200, диафрагму в зависимости от вашей задумки, если вспышка мощная, то ИСО100, все это в ручном режиме «М». И не надо ничего городить в «зеленой зоне», и режимах с приоритетами!


Пример из реальной съемки.

Задача – дети в комнате, вечер, света из окна нет.

Устанавливаем: ISO100, диафрагма 5,6 (так как загнать детей в маленькую ГРИП проблематично), выдержка 1/200с. Вспышка направлена в белый потолок. Экспозамер центровзвешенный. ВСЁ!!!

Остается только не забывать держать камеру ровнее, и если выбираете ракурс сверху - «дети на полу», голову вспышки переориентировать в потолок.

Вообще со вспышкой обычный любитель разбирается довольно быстро. И вопросов эту тему мало. Пробуйте, и все получится!


Напоминаю, что автор этого текста - Сергей Чигарев
<
АндрейКо

2 июля 2008 19:14

0
Спасибо за полезную статью!
<
yahoogog

6 сентября 2008 20:59

0
Классно!
<
Ольга

2 ноября 2008 16:19

0
спасибо

спасибо
<
Tatyana V

14 ноября 2008 11:02

0
спасибо, мне как раз такая инф сейчас была оч нужна
<
Вячеслав

14 ноября 2008 23:15

0
Tatyana V,
если бы Вы знали, до чего приятно такое читать

<
Jairo2484

28 ноября 2008 20:42

0
Спасибки зи инфу, примем к сведению
<
Natali

27 декабря 2008 19:17

0

а что делать, если нет денег и приходится довольствоваться встроенной вспышкой?


Натали, а вот что: Про встроенную вспышку, желтые лица и красные глаза

Вячеслав Слободчук

<
Snoop19

10 января 2009 11:40

0
Отличная заметка
<
Sop27

25 января 2009 02:48

0
Действительно ОООчень приятно читать!!!!! Спасибо большушее за подсказки!!!
<
йоха

4 февраля 2009 14:08

0
спасибо за статью)
<
Таня

6 февраля 2009 23:01

0
Вячеслав, огромное спасибо за статью!!!
<
Maks

22 мая 2009 06:37

0
Ogromnoe spasibo kokraz nujna eta informazia
<
Ия

20 июня 2009 00:35

0
Tol'ko nedavno kupila fotik imenno dlya s'emki detei i sovsem uj nichego ne vixodilo , a kak Vas prochitala , tak vse po maslu poshlo! spasibo bol'shoe !!!!!!!!!!
<
Кристи

27 июня 2009 14:08

0
Отличнейшие статьи и не только эта. Благодаря вам, поняла то что долго в мозг влезать не хотело. Спасибо. Обязательно куплю Диск.
<
TalPV

26 июля 2009 16:47

0
Хорошая статья сразу отрабатывал на практике. При ISO 400 получается очень крупное зерно. У меня с ISO 64 довольно неплохо вышло с теми же значениями диофрагмы. Это наверно связано с хорошей светосилой объектива?
<
AZukov

5 августа 2009 17:14

0
Спасибо за статью! Читать приятно и многое становится понятным! :)
<
Тимур Усманов

21 октября 2009 13:28

0
Вячеслав! Огромное спасибо за интересную статью. Но у меня возник вопрос: вот в статье говорится диафрагму ставить на 4, однако, к сожалению, мой фотоаппарат минимум 5.6 поддерживают диафрагму. В режиме приоритета диафрагмы фотки получаются пересвеченные. Что порекомендуете в такой ситуации?


Смотрите какая штука - в конечном итоге Вам решать, насколько светлыми должны быть фотографии. Поэтому, если фотоаппарат по своим каким-то соображениям выбирает в режиме Av слишком длинную выдержку, можете поступить вот как.

Во-первых посмотрите, какие параметры получились для пересвеченной фотографии - выдержка и диафрагма. Для ориентира.

Во-вторых, выбираете ручной режим М, ставите ту же диафрагму, а выдержку в 1.5 -2 раза короче. Результат контролируете по дисплею. Все еще слишком светло - еще укорачиваете выдержку. Наоборот, темно получается - немного увеличиваете выдержку.

То есть неудачные фотографии сделанные на автомате или в режимах A, T, можно использовать как точку опоры. Смотрите, какие были параметры, переходите в режим М, выставляете ту же диафрагму, а выдержку - подлиннее или покороче, в зависимости от того, в какую сторону ошибся фотоаппарат.

В.С.
<
Тимур Усманов

26 октября 2009 17:47

0
Уважаемый Вячеслав! Огромное спасибо за рекомендации. Однако, я должен признаться, я немножко Вам соврал feel но соврал по не знанию feel дело в том, что у меня камера EOS 500D и в некоторых условиях, например на улице, она дает выставить диафрагму даже 3.5, но вот в помещении она просто не дает поставить ниже 4.5 sad там вообщем надо поймать сначала, чтобы автоматика показала 3,5 и резко переключаться в ручной режим. А Вам еще раз огромное спасибо за рекомендации, буду теперь пробовать smile
<
Влад

1 ноября 2009 17:44

0
Тимур Усманов, все зависит от фокусного растояния (зум). т.е. когда вы поставите максимальный зум, то будет 5,6, а когда оберете зум, то 3,5.
Помещение или нет - камера не знает. тут только физика и математика =) Успехов!
<
Marizet

18 августа 2010 18:30

0
Спасибо за статью! Очень помогла!
<
berendei

24 октября 2010 22:42

0
Спасибо! статья доходчивая,на понятном языке.
<
Valery_ob

18 декабря 2010 00:33

0
Перепробовал уже много режимов. Ваш самый...самый.Хоть лица естественные получаются.
<
Оксана

24 декабря 2010 14:33

0
Вячеслав, спасибо Вам большое за ваши статьи. Очень доходчиво!
<
Marina........

30 января 2011 17:52

0
большущее нет просто огромнейшее СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!
<
XXX

19 марта 2011 02:42

0
СПАСИБО!!!!!!!! love
<
Екьшту

4 апреля 2011 18:39

0
Большущее С П А С И Б О !!!!!!
Редко можно встретить настолько информативную и доступную для понимания новичка статью!
<
Greg

12 июня 2011 16:42

0
Тут шёл разговор про вспышку в потолок (в квартире).
выдержка 1/200 диафрагма 4 и.т.д, вопрос такой,
Рассеиватель для вспышки нужен? или так,голой фарой в потолок?
<
Али

12 ноября 2011 21:30

0
Братан отличная статья без пантов и мусора ,побольше пиши.
<
Артем

16 ноября 2011 16:06

0
Такая чушь написана..
"Если у вас автоматическая вспышка типа E-TTL, вполне можно надеяться на автоматику. При съемке в помещении смелоставьте: выдержку 1/200, диафрагму в зависимости от вашей задумки, если вспышка мощная, то ИСО100, все это в ручном режиме «М»"
Вы сами-то пробовали проделать то о чем написали? По Вашему, какую диафрагму не поставь, вспышка автоматом подгонит величину импульса.. :) Ага, размечтались...
<
Орун

18 марта 2012 10:24

0
Артем,
грубовато, но читаем точно можно надеяться
А с другой стороны все нужно пробовать ручками самостоятельно под свой апарат.
Назад Вперед
Добавление комментария
Имя:*
Электронная почта:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Отзывы студентов

Здравствуйте, Вячеслав! Вот только сейчас начала слушать Ваши курсы (работа замучила)... Спасибо огромное! Мне очень нра Ваша манера изложения... Ощущение, что находишься на очной беседе, нет напряженности и официальности, словно друг объясняет основы фото, причем не стесняется показывать…

Подробнее…

^
 
Бесплатные фотокурсы