FotoScope.ru / Практика съёмки, Архив рассылки / Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

15 мая 2014

Есть много ситуаций, когда снимок получается намного эффектнее и интереснее, если от объекта оставить лишь контур на светлом фоне. То есть, когда от главного объекта съемки остается лишь силуэт.

Силуэт — это прекрасный способ привнести в фотографию драматичность, загадочность, эмоции и настроение. Силуэты выгодно выделяются в вашем альбоме среди прочих фотографий. Они лаконичны и в то же время могут передавать целую историю. Силуэты интересны тем, что не раскрывают все карты сюжета, а оставляют простор для догадок и домысливания. То есть, зритель даже помимо воли включается во взаимодействие с изображением.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Главная фишка, которая требуется при съемке силуэтов — это расположить объект на ярком фоне или на фоне какого-либо источника света и заставить фотоаппарат выбрать экспозицию на основе яркости светлого задника, а не на основе яркости самого фотографируемого объекта.

При этом формально объект съемки получится недоэкспонированным (очень темным или даже черным). Но это как раз то, что надо.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Итак, при съемке силуэтов главное, что следует сделать — это заставить ваш фотоаппарат «думать», что вас интересует яркая часть сюжета, а не сам объект.

8 простых правил, как снимать силуэты.

1. Найдите выразительный объект

В виде силуэта можно снять почти все, что угодно. Но одни объекты в этом стиле получаются намного лучше, чем другие.

Какие? Выбирайте объекты, обладающие формой

  • выразительной и
  • узнаваемой.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Такие объекты будут интересно смотреться даже в двумерном виде и обязательно привлекут зрителей. У силуэтов нет цвета, текстуры или полутонов — всего того, что обычно делает объекты привлекательными на снимке.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Именно поэтому в силуэтах так важна интересная форма, выделяющая объект среди других элементов снимка.

2. Отключите вспышку

Если вы снимаете в автоматическом режиме, при съемке темного силуэта вполне может сработать вспышка и напрочь убить весь силуэт.

А нам нужно, чтобы на объект падало как можно меньше света. Так что вспышку нужно заблокировать.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Вообще-то, бывают и удачные фото силуэтов с применением вспышки. Но это очень редкие случаи.

3. Освещайте правильно

В случае съемки силуэтов нужно забыть все, что вы знаете о «нормальной» фотографии и поступать против правил.

Вместо того, чтобы освещать сам объект, нужно убедиться, что сзади падает намного больше света, чем спереди. То есть, нужно осветить не переднюю сторону объекта, а заднюю (хотя мы ее и не снимаем :).

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Идеальный свет в таком случае — когда объект расположен напротив заходящего или восходящего солнца. Вообще, любой яркий встречный свет даст нужный эффект.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

4. Компонуйте кадр

Понятно, что кадр надо строить так, чтобы снимаемый объект располагался на его на фоне достаточно привлекательного, но обязательно яркого задника. Например, на фоне эффектного закатного неба.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Если вы используете в качестве фона небо, то по возможности снимайте с нижнего ракурса. То есть, присев на корточки. Тогда небо займет больше места в кадре и лучше выделит силуэт.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Яркий источник света можно либо совсем спрятать за объектом, либо оставить его где-то на заднем плане. Если источник света отчетливо виден в кадре, то он должен как-то учитываться в общей композиции.

5. Отделяйте силуэты от помех и мусора

Если в сюжете больше одного объекта, силуэт которого вы хотите снять, постарайтесь их разделить. Например, если вы снимаете силуэт дерева и человека рядом с ним, то не надо, чтобы человек прислонялся к дереву. Это приведет к тому, что их силуэты сольются и зрители придут в замешательство.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!
Кстати, на этом снимке силуэты как раз перекрываются, но здесь это работает на сюжет.

Когда вы строите кадр, возможно, вам захочется снять людей в профиль, а не в фас. Тогда будет больше подробностей — будут отрисованы нос, рот, волосы, и с большей вероятностью они будут узнаны.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

6. Если вы снимаете в автоматическом режиме

Автоматический экспонометр вполне хорош для съемки «обычных» фотографий, на которых все получится сравнительно светлым и различимым.

Проблема здесь в том, что фотоаппарат не понимает, что вам нужен черный силуэт. Он постарается сделать ваш объект светлым, вместо того, чтобы недоэкспонировать его, чтобы получился силуэт.

Поэтому, если вы снимаете «на автомате», вам нужно обмануть фотоапапрат.

Большинство фотоаппаратов определяют экспозицию, когда вы наполовину нажимаете кнопку спуска (кстати, в это же время происходит и наведение на резкость). Чтобы обмануть фотоаппарат, направьте его на самый яркий участок сюжета, затем наполовину нажмите на кнопку спуска… и не отпускайте!

После этого (не отпуская полунажатую кнопку спуска) снова скомпонуйте кадр, как вы собирались в самом начале — чтобы объект находился в кадре на том месте, где вы хотели его видеть с самого начала. А вот теперь дожмите до конца кнопку спуска. В большинстве случаев это даст правильный силуэт.

То есть, при этом вы заставляете свою камеру «думать», что яркая часть сюжета должна получиться средней светлоты на снимке. Поэтому все, что темнее яркого задника, выйдет совсем темным или даже угольно-черным.

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Если у вашего фотоаппарата есть точечный или центровзвешенный режим замера экспозиции, лучше переключиться в этот режим. Это сработает лучше, чем если замер экспозиции будет по всему полю кадра, как обычно. Так вы более точно объясните фотоаппарату, какой именно участок яркого задника вы хотите выбрать в качестве точки опоры.

7. Ручной режим

Если описанный выше способ не срабатывает, то придется попробовать выставить свои собственные параметры съемки в ручном режиме (М). При этом вы можете экспериментировать до тех пор, пока результат вас не устроит (или пока сюжет не развалится).

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Самый простой способ использовать ручной режим — это сначала посмотреть, какие выдержку и диафрагму предлагает фотоаппарат в автоматическом режиме. Затем вы переключаетесь в ручной режим и начинаете этих параметров, которые предложил фотоаппарат. Если с ними объект получается слишком светлым, то уменьшате выдержку на один-два стопа и смотрите, какой это даст результат.

Можно еще использовать функцию брекетинга, чтобы одним нажатием получить несколько кадров с разной экпозицией и выбрать среди них лучший.

8. Про фокусировку

Если вы хотите, чтобы силуэт на снимке получился максимально резким, то процесс, описанный в п.6 придется немного усложнить.

Почему?

Дело в том, что когда вы «обманываете» фотоаппарат и наводитесь по светлому заднему плану, вы еще и фокусируетесь по заднему плану. Силуэт может получиться не в фокусе.

Чтобы избежать этого, есть два способа.

  • Во-первых, если у вас есть ручная фокусировка, можете воспользоваться ей. Отключите автофокус и заранее вручную сфокусируйтесь на объекте, перед тем, как замерять экспозицию по заднему плану.
  • Второй способ — это использовать узкую диафрагму, чтобы максимально увеличить глубину резкости. При этом объект, который вы снимаете, с большей вероятностью окажется внутри ГРИП.

И еще одна фишка для съемки силуэтов.

Да, резкий сплошной черный силуэт может стать сильным снимком. Но также попробуйте силуэт, на котором проработаны некоторые детали объекта. Иногда прикосновение света к отдельным фрагментам силуэта делает их боле объемными, трехмерными и как бы «более реальными».

Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Здесь также может помочь функция брекетинга. Она даст вам серию кадров разной освещенности, из которых вы потом сможете выбрать лучший.

На сегодня всё.

Не фотографируете силуэты? Напрасно! Не фотографируете силуэты? Напрасно! Не фотографируете силуэты? Напрасно! Не фотографируете силуэты? Напрасно! Не фотографируете силуэты? Напрасно! Не фотографируете силуэты? Напрасно!

Желаю Вам отличных фотографий!
С Вами был
Вячеслав Слободчук.


Вернуться назад