FotoScope.ru / Практика съёмки, Архив рассылки / Если бы Хатико был фотографом

Если бы Хатико был фотографом

19 марта 2015

Последние исследования показали, что собаки все-таки обладают цветным зрением. Но они различают цвета не так, как человек.

Судя по всему, Хатико видел мир не совсем таким однотонным, как считали создатели фильма.

Но даже если бы и так, то увидеть мир в ч/б можно совсем по-разному.

Потому что перевести фотографию из цветной в ч/б можно весьма разнообразно. И результаты разных способов будут разительно отличаться друг от друга. Несмотря на то, что это «всего лишь» перевод в ч/б.

В этом Вы наглядно убедитесь во второй части этого выпуска.

А в первой части я предоставляю слово новозеландскому фотографу Эндрю Гибсону (Andrew S. Gibson).

Часть 1. Рассказывает Эндрю Гибсон

Качество света — важный аспект удачной фотографии. Хорошие фотографы могут потратить несколько часов, чтобы поймать наиболее подходящее освещение для какой-то одной фотографии. Обычно это предполагает съемку в начале или в конце дня, когда солнце находится низко, и освещение обладает многими прекрасными свойствами.

Если бы Хатико был фотографом

А как насчет середины дня? Многие фотографы избегают съемки под солнцем в этот период, особенно летом, из-за сильного и жесткого освещения. Такой свет нельзя использовать для портретов (если только вы не используете вспышку), так что для вашей модели придется поискать место в тени. Такой свет сложно использовать для пейзажей, потому что они обычно выглядят намного лучше в рассеянном свете на склоне дня.

Возникает вопрос: а можно ли что-то фотографировать в жестком полуденном свете? Я уверен, можно. Я люблю использовать это время дня для съемки объектов, состоящих из четких линий и графичных элементов — то есть, архитектуры.

Если бы Хатико был фотографом

Эти две фотографии одного и того же монумента Народным героям в Шанхае сделаны друг за другом. В обоих случаях я исследовал форму монумента на фоне синего неба. Снимки были сделаны широкоугольным объективом с уровня земли, снизу вверх. Первый снимок концентрируется на форме и линиях. Второй более абстрактный. Я использовал поляризационный фильтр, чтобы притемнить небо, и сфотографировал залитый солнцем обелиск на фоне неба для обеспечения максимального тонального контраста.

Это может показаться немного странным, потому что здания обычно лучше фотографировать во время «золотого часа». Но ведь нет причин не фотографировать и во время полудня. Единственный недостаток состоит в том, что цветные фотографии зданий, снятые в это время, имеют в качестве фона насыщенное синее небо. А это обычно не слишком хорошо смотрится.

Но «переключите» свой мозг в черно-белый режим, и начнется совсем другая история. Когда нет цвета и отвлекающего синего неба, фотографические возможности полностью меняются. Вы перестаете искать в сюжете цвет. Вместо этого вы обращаете внимание на линии, объемы, текстуры, формы и тени. Загрузите потом такие фотографии в лайтрум или Фотошоп — и перед вами откроются все виды чудесных творческих операций, которые вы можете проделать, чтобы улучшить изображение.

Если бы Хатико был фотографом

Объекты, подобные этой скульптуре, могут «работать» очень хорошо в полуденном свете, так как тени согласуются с материалом, из которого она сделана. Я улучшил ч/б версию этого фото в лайтруме, используя корректирующую кисть (Adjustment Brush), чтобы повысить четкость и контраст металлических поверхностей.

Чтобы научиться «черно-белому зрению», нужно некоторое время. Но есть несколько фишек, которые могут помочь вам в этом.

Первое — это переключить фотоаппарат в черно-белый режим, но при этом использовать съемку в формате Raw. Когда вы будете просматривать снятые кадры на дисплее вашего фотоаппарата, он покажет вам черно-белые изображения. Но так как снято это будет в формате Raw, у вас будут полноценные цветные изображения, чтобы потом всласть поработать с ними в Лайтруме или Фотошопе.

Будет нелишним провести некоторое время, изучая снятые фотографии на дисплее вашего фотоаппарата прямо во время съемки, чтобы увидеть, каким образом цветной сюжет транслируется в монохромный. По мере того, как вы будете приобретать некоторый опыт, вам понадобится заниматься этим все меньше и меньше. Но когда вы будете это делать первые несколько раз, это может оказаться невероятно полезным.

Если в вашем фотоаппарате есть функция электронного видоискателя, то вы сможете увидеть, как будет выглядеть сюжет в ч/б еще до съемки. Это даже еще удобнее, потому что вам не придется воображать, каким образом цветной сюжет сконвертируется в монохромный. Фотоаппарат сделает это за вас, а вы можете полностью сосредоточиться на выстраивании наилучшей композиции.

Второе — это использовать поляризационный фильтр, чтобы еще сильнее притемнить небо. На черно-белом изображении это может смотреться фантастически впечатляюще. Если вы включите функцию красного фильтра в ч/б режиме фотоаппарата, это сделает синее небо еще темнее, оно даже может превратиться совсем в черное. Разместите светлое, залитое солнцем здание на фоне темного неба, и вы получите изумительный тональный контраст и пример драматичного архитектурного снимка, достойного подражания.

Если бы Хатико был фотографом

Очаровать зрителя цветом просто, особенно если фотографировать цветные здания, такие, как на острове Бурано в Италии. Это фото сделано в середине дня, но поскольку солнце стояло высоко, оно давало касательные лучи вдоль фронтальной поверхности здания, выявляя текстуру стены. Я повысил четкость в лайтруме, чтобы акцентировать текстуру в черно-белом варианте.

В этой статье я говорил о фотографировании зданий, но вы можете выбрать для съемки в полдень и совершенно другие объекты.

Если бы Хатико был фотографом

Это фото также снято на Бурано. Это пример исследования геометрии здания на фоне глубокой синевы неба (усиленной поляризационным фильтром). Симметрия здания нарушается дымоходом слева.

Часть 2. Рассказывает Вячеслав Слободчук

В этом видео я показываю, что перевести цветную картинку в ч/б можно совершенно по-разному, и результаты будут тоже совершенно не похожи друг на друга:

Если бы Хатико был фотографом

Желаю Вам отличных фотографий и приятных выходных!

С Вами был
Вячеслав Слободчук.


Вернуться назад