FotoScope.ru / Практика съёмки, Архив рассылки / Почему психологи круто фотографируют

Почему психологи круто фотографируют

16 июня 2015

На днях прочел очень интересную статью новозеландского фотографа Эндрю Гибсона (Andrew S. Gibson).

Он весьма понятно и доходчиво объясняет психологические принципы восприятия Ваших фотографий зрителями. И помогает ему гештальт-психология.

Не бойтесь, все как раз очень просто!

Вот что он пишет.

Основная фишка

Гештальт-теория возникла в 1920-х годах, чтобы объяснить, каким образом человек воспринимает мир вокруг себя. Базовая идея заключается в следующем: когда человек сталкивается с хаотичным сюжетом, мозг упрощает его, трансформируя в более узнаваемые образы и формы.

Гештальт-теория дает возможность проникнуть в процесс, когда люди рассматривают фотографии. Если Вы знаете принципы гештальт-теории, то можете использовать их, чтобы усилить композицию своих фотографий.

Вот некоторые из полезных аспектов гештальт-теории.

1. Соседство

Пара или группа объектов, которые находятся близко друг к другу, с большей вероятностью будут восприниматься, как «принадлежащие» друг другу, чем если бы они располагались далеко друг от друга.

На этом портрете соседство девушки и лошади предполагает близкую взаимосвязь между ними. Если близость — это то, что вы хотите показать, то будет неправильным расположить их головы далеко друг от друга.

Почему психологи круто фотографируют

Почему психологи круто фотографируют

2. Подобие

Объекты которые имеют сходство формы или цвета, воспринимаются как нечто единое.

На этом пейзаже три скалы на среднем плане объединены одновременно и соседством (см. предыдущий пункт), и подобием текстуры, цвета и формы.

Почему психологи круто фотографируют

Почему психологи круто фотографируют

3. Замыкание

Мозг стремится «дорисовать» фигуры, которых на самом деле нет. Этот принцип используется в некоторых оптических иллюзиях, но он также работает и в фотографии. Одна из составляющих композиционного мастерства — способность распознавать формы в сюжете.

Например, посмотрите на этот пейзаж. Колокольчики образуют сплошной цветовой блок, занимающий нижние две трети фотографии, а вверху находится четкая горизонтальная линия. Линия прерывается стволами деревьев, которые нарушают ее, но мы, тем не менее, все еще воспринимаем эту линию как непрерывную. Мозг автоматически достраивает недостающие промежутки.

Почему психологи круто фотографируют

Почему психологи круто фотографируют

4. Упрощенность

Мозг воспринимает две близких параллельных линии как одну линнию.

На этом пейзаже есть несколько параллельных линий, которые ведут в одну точку схода на горизонте. Линии, которые расположены близко друг к другу, как эти провода на телеграфном столбе, упрощаются мозгом, который воспринимает их как один объект.

То же самое произошло с изгородью. Набор коротких вертикальных линий упрощается в одну длинную диагональную линию, которая идет вдоль дороги.

Почему психологи круто фотографируют

Почему психологи круто фотографируют

5. Продолжение

Мозг подразумевает, что линии продолжаются и за границей кадра. На предыдущем пейзаже этот принцип позволяет создать иллюзию глубины (этому помогает и применение широкоугольного объектива), так как мозг «верит», что дорога продолжается и после того места, на котором она обрезается краем кадра.

6. Обособление

Чтобы человеческие фигуры были распознаваемы, они должны выделяться на заднем плане. Таким образом мы можем легко их идентифицировать, даже если они совсем маленькие на снимке. Это полезный принцип, потому что вы можете включать маленький фигуры людей в пейзажи, чтобы обозначить масштаб. Но при этом важно, чтобы они не сливались с фоном, иначе их трудно увидеть.

На этом пейзаже идущий человек представлен темной фигурой на фоне светлой дороги (работает тональный контраст), и его легко найти и опознать.

Почему психологи круто фотографируют

Почему психологи круто фотографируют

7. Появление

Сначала зритель может чего-то не заметить при первом взгляде на фотографию, но после некоторого изучения сюжета этот объект становится явным. Это важная концепция, потому что этот способ сделать снимки более интересными: мы предъявляем зрителю что-то, чего поначалу не очевидно, но но обнаруживает себя после рассматривания изображения. Это способ вознаграждения зрителя, и позволяет фотографии продлить воздействие.

Например, сколько времени вам потребуется, чтобы обнаружить кошку на этой фотографии?

Почему психологи круто фотографируют

А коровью голову на этом портрете певца?

Почему психологи круто фотографируют

Надеюсь, не слишком заумно? Тогда зачет по гештальт-психологии состоится в эту пятницу! (Шутка)

Желаю Вам отличных фотографий!

С Вами был
Вячеслав Слободчук.


Вернуться назад