FotoScope.ru / Практика съёмки / Как фотографировать контрастные сюжеты

Как фотографировать контрастные сюжеты

8 января 2008
Подпишитесь на бесплатный
Миникурс для начинающих фотолюбителей!

Статья является пересказом объяснений Сергея Чигарева , найденных в недрах форумов club.foto.ru

Это логическое продолжение статьи Жонглируем тремя параметрами: ISO - диафрагма - выдержка


Вопрос:
Как правильно снимать сюжет с большим количеством яркого неба, чтобы получить максимальную проработку деталей в тенях, как экспозицию замерять? А то либо облака проработаны, но лес черный. Либо, наоборот, небо засвечено.


Как фотографировать контрастные сюжеты

Разбираемся.

Допустим, есть контрастный сюжет. Светлое небо и темный объект. Чувствительность – ISO 100. Рассмотрим случай, когда мы не ограничены во времени, поезд не уходит, жена за спиной не стоит и не спрашивает ласково: «Ну долго еще?!».


Решение.

Так как внешнего экспонометра как правило у нас нет, будем пользоваться встроенным экспонометром фотокамеры. Устанавливаем камеру в режим приоритета выдержки. Первоначальная выдержка – 1/ISO, т.е. 1/100с. Режим замера устанавливаем точечный (если точечного нет, то ставим центровзвешенный).
Если не ясно о чем это, посмотрите инструкцию к камере.

Теперь глядя в видоискатель, делаем замер неба и леса. (Поясню – делаем это, нажимая до половины кнопку спуска затвора). И не просто тупо нажимаем в небо, а запоминаем значение диафрагмы, которое любезно предлагает нам камера. Сделать нужно два замера: самый темный и самый светлый объект. Но замеряем только сюжетно важные объекты. Т. е. если есть тень от дуба и по вашей задумке она должна остаться черной тенью, то ее замерять не нужно.

Придумаю похожие значения. Например, мы получили следующие значения:
небо 16, деревья – 4.

Строим линейку значений диафрагмы:

16 – 11 – 8 – 5.6 – 4

Среднее значение здесь - 8. Переводим камеру в режим М (полностью ручной режим). Ставим 100 на 8 (выдержка 1/100, диафрагма – 8.0).
Все.

То, что я сейчас описал – не что иное, как детское объяснение зонной теории Адамса.


Дополнение.

То что мы сейчас выставили усредненную экспозицию – на самом деле, ничего хорошего. Получается, что и небо недоэкспонировали, и лес переэкспонировали. Чтобы сузить крайние значения, в нашем случае можно либо затемнить небо, либо осветить лес.

Начну с последнего.
Если это действительно лес, то осветить его не представляется возможным. Если это просто кусты, отдельно стоящие деревья и т.д., то можно попробовать подсветить их вспышкой. Но все равно проблематично…

Как можно затемнить небо? Навскидку приходят в голову только два способа: градиентный фильтр либо поляризационный фильтр.

Поляризационный фильтр поможет притемнить небо лишь в некоторых случаях, а именно – если есть солнце и если солнце при этом светит сбоку. Т.е. когда солнце в лицо и солнце в затылок поляризационный фильтр не поможет.
Как фотографировать контрастные сюжеты
Как вообще пользоваться поляризационным фильтром – читайте специальные материалы, описывать методики сейчас не буду.

Для универсального затемнения неба идеально подходит градиентный фильтр. Такие фильтры делают все производители фильтров. Марку и модель подскажет ваш бюджет. Фильтр представляет собой стекло затемненное линейно, таким образом, покрутив его, можно установить в такое положение, что небо будет затемнено, а лес останется без изменений.
Как фотографировать контрастные сюжеты
Итак, представим, что у нас есть такой фильтр, и мы установили его правильно. Делаем замер. Для неба теперь – диафрагма 8, а для леса – 4.

Строим линейку:

8 – 5.6 – 4

Среднее значение при таком раскладе 5.6. Что изменилось? Лес теперь мы проработаем лучше на одну ступень, небо тоже. Мы сузили эксповилку. Теперь не представит никакого труда вытянуть небо и лес в RAW-конверторе.

Рекомендуется иметь градиентный фильтр для объектива, которым снимаете больше всего. Это самый нужный фильтр. А если объектив «китовый», то, пожалуй, и единственный нужный. smile

Сразу объясню свою позицию для тех, у кого китовый объектив.
Хороший полярик стоит дороже китового объектива, поэтому лучше купить на эти деньги объектив 50/1.8.
Хороший защитный фильтр стоит, как китовый объектив, поэтому непонятно, кто кого защищает.
Градиентник же стоит недорого, и это действительно нужный творческий инструмент.

(Данную точку зрения владелец сайта не разделяет, но из уважения к автору цитирует почти дословно).




Вернуться назад