FotoScope.ru / Практика съёмки / Сюжеты и режимы съемки

Сюжеты и режимы съемки

25 февраля 2008
Подпишитесь на бесплатный
Миникурс для начинающих фотолюбителей!

Cюжеты и режимы съемки

Эта статья написана на основе весьма содержательных постов Максима Воротовова, обнаруженных в недрах форумов club.foto.ru

Для начала определим терминологию:

Выдержка - время воздействия света на светочуствительный материал (пленку или сенсор).

Стандартная шкала выдержек выглядит так:
1сек;1/2 сек;1/4сек;1/8;1/15;1/30;1/60;1/125;1/250;1/500; и т.д.
1 шаг изменяет количество света поступающего на светочуствительный материал в 2 раза.

Диафрагма - относительное отверстие, которое определяет диаметр дыры, через которую свет воздействует на светочуствительный материал.

Стандартная шкала значений диафрагмы:
1.2;1.4;2;2.8;4;5.6;8;11;16;22 и т.д.
1 шаг значений диафрагмы изменяет количество света поступающего на светочуствительный материал в 2 раза.

Светочуствительность материала (ISO) - чуствительность к поступающему свету.

Чем выше значение ISO, тем меньше света требуется для нормального экспонирования. В цифровых матрицах на высоких ISO проявляется цифровой шум. На пленке с высокой чувствительностью очень заметно зерно.

Три этих параметра – выдержка, диафрагма, ISO – определяют экспозицию.

Для образного представления представьте следующее:

Труба, по которой течет вода. На одном конце трубы кран (заглушка), на другом конце прижата губка. Время, которое открыт кран и вода течет - это выдержка. Диаметр трубы – это диафрагма. Восприимчивость губки к воде - ИСО. Т.е. чем выше значение ИСО, тем быстрее губка напитывается водой.
________________________________________________

Теперь поговорим о режимах камеры:

Сюжеты и режимы съемки


Автоматический режим - все параметры экспозиции определяются камерой.

Режим P - полуавтоматический. Выдержка и диафрагма определяются камерой, у фотографа есть возможность изменять баланс белого, ISO, делать поправку экспозиции.

Режим S (или Tv на некоторых камерах) - приоритет выдержки. Выдержка выставляется фотографом, диафрагма подбирается камерой под выставленную выдержку. Остальное – как и в режиме P.

Режим A (Av) - приоритет диафрагмы. Диафрагма выставляется фотографом, выдержка подбирается камерой. Остальное – как и в режиме P.

В ручном режиме M - все параметры экспозиции выставляются фотографом.
_________________________________________________

Теперь рассмотрим влияние этих параметров на картинку.

Выдержка позволяет «заморозить» или «размазать» объект съемки.

Для того чтобы снимать без смаза статичные сюжеты, выдержка (по классическому правилу) должна быть обратной фокусному расстоянию объектива. Т.е. для объектива с фокусным расстоянием 50 mm – выдержка должна быть 1/50 сек. (1/60 на стандартной шкале) или короче.

На выдержке 1/250 стекленеют брызги воды, и можно заморозить движущийся со средней скоростью автомобиль.

Сюжеты и режимы съемки


1/125 – заморозим бегунов и велосипедистов.

1/60 – будет уже чувствоваться движение. Например, если портретируемый махнет рукой, или если бросить мяч, или бегущая собака...

1/30 – уже можно снимать «с проводкой» быстродвижущиеся объекты (машины, лошадиные бега, бегунов-спринтеров)

Сюжеты и режимы съемки


1/15 – размажет идущего человека шлейфом средней плотности.

1/8 – идущая толпа превратится в движущуюся прозрачную кашу.

Сюжеты и режимы съемки


На выдержке в 1 секунду и дольше, идущие люди вообще не будут заметны в кадре.
____________________________________________

Диафрагма.

Диафрагма влияет не только на уровень светового потока, который поступает на сенсор (или на пленку), но и на Глубину Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). На ГРИП также влияет фокусное расстояние и расстояние до объекта съемки.

Чем меньше фокусное расстояние, тем больше ГРИП.

При фокусном расстоянии объектива 50 мм ГРИП больше, чем при 105мм.
При фокусировке на объекте на расстоянии 10 метров ГРИП будет больше, чем при съемке этого же объекта на расстоянии 1метр.
Глубина резкости перед снимаемым объектом меньше, чем за снимаемым объектом.
____________________________________________

Зная все эти базовые вещи, можно решить любую экспонометрическую задачу.

Важно понимать, что экспонометр камеры видит отраженный свет от объекта съемки и приравнивает его к среднесерому (18% серому цвету, который вы можете найти в подложке своего фотошопа).

Отраженный свет отличается от падающего света, так как у него другой спектральный состав из-за цвета материала, отражающей, рассеивающей, поглощающей способности материала из которого состоит объект.
Но это все тонкости, для простого смертного не важные, так как исправить мы это все равно не можем.

Нам важно только понимать: все, что попадает в поле экспонометра камеры, воспринимается как среднесерый. Отсюда следует, что если мы снимаем светлосерую стену в лучах солнца, то нужно выставить коррекцию экспозиции +1, если стена Белая или вы снимаете снег, или крупноплановый портрет невесты в белом платье, то коррекция экспозиции +2.

Сухой асфальт соответствует среднесерому, кожа человека соответствует среднесерому.

Мокрый асфальт - коррекция -1, черная стена, лужа нефти (если найдете такую, вам будет класть на экспозицию), гора угля - коррекция -2.
_________________________________________________

Режимы экспозамера камеры.

Существует три основных режима экспозамера (измерения количества света, достаточного для съемки данного сюжета).

Точечный - экспозамер ведется по «точке» размером от 2 до 15 % от общей площади кадра. Эта «точка» привязана к точке фокуса.

Центровзвешенный – по центральной зоне кадра 6-25%. Точное значение зависит от настроек и производителя камеры.

Матричный/средневзвешеный – замер ведется по всему полю кадра и берется среднее значение.

Каким замером пользоваться – выбор за вами. Конкретный сюжет может потребовать выбора конкретного экспозамера. Для съемки пейзажа лучше выбрать средневзвешенный режим замера. Для съемки портрета на фоне окна (против света – точечный или центровзвешенный.
________________________________________________

Постскриптум.

По возможности снимайте в RAW, тогда будет возможность уже после съемки сделать небольшую коррекцию +/- 2 ступени.



Быстрый Путь К Хорошим Фотографиям
Фотокурс для начинающих

Вернуться назад