FotoScope.ru / Практика съёмки / Как фотографировать закаты. Часть 2.

Как фотографировать закаты. Часть 2.

14 мая 2008
Подпишитесь на бесплатный
Мини фото-курс для начинающих!

Как фотографировать закат – 2

Про железки и стекла

При фотографировании закатного (и восходящего тоже) солнца существенно важны два «железячных» момента:

1. Насколько крут сам фотоаппарат.
Пожалуй, это один из немногих сюжетов, где у обладателя дорогой техники есть серьезная фора перед «бюджетниками». Почему? Потому что у топовых фотоаппаратов матрицы имеют больший динамический диапазон. Эти фотоаппараты могут передать больше градаций яркости, и сфотографированный ими закат будет гораздо меньше похож на неромантичный ядерный взрыв.

Естественно, это не означает, что обладатели бюджетных камер не могут снимать красивые закаты.
Скорее наоборот!
Там где Обладатель Канонической Пятерочки или Владелец Двухсотки просто тупо жмет на спуск, ни о чем особенно не заботясь, хозяин бюджетной камеры вынужден чуть-чуть напрячь фантазию (не так уж и сильно – в пределах, отмеренных господом рядовому фотолюбителю). Результат – гораздо менее банальная фотография, чем у хозяина дорогой тушки.

2. Какой объектив надет – «ширик» (10-35 мм), универсальный зум (24-80 мм) или телевик (150 мм и более). Результаты будут разительно отличаться (кто бы мог подумать!)

Про ширик.

По моему глубокому убеждению, широкоугольный объектив не годится для съемки закатов и восходов. Огромный кусок неба на фотографии и кро-ошечное микроскопическое солнце где-то над горизонтом – подобная картинка зрителя особо возбуждает. Поэтому ширик можете смело отложить в сторону.

Не знаю, как вам, а мне это фото не нравится. Скучно, банально. Хоть я и сам фотографировал. Всем на устрашение am

Как фотографировать закаты. Часть 2.

(Снято на фокусном расстоянии 28 мм.)



Про универсальный зум.

Вот он уже вполне годится для съемки эффектных закатных фотографий, но только на длинном конце (65-80 мм). На коротких фокусных расстояниях по результатам он ничем не отличается от широкоугольника – большое поле кадра и махонькая бусинка солнца. А вот на длинном конце он вполне годится, причем фокусироваться можно как на солнце, так и на очень близких предметах, делая солнце сильно не в фокусе. Об этом я еще расскажу, а пока просто проиллюстрирую двумя примерами.

Как фотографировать закаты. Часть 2.

(Универсальный зум 28-75, солнце «почти в фокусе»)



Как фотографировать закаты. Часть 2.

(Фокус не на солнце, а на близком предмете)


Как видите, если на солнце не фокусироваться, а наоборот, специально расфокусироваться, можно получить интересный эффект.


Про телеобъектив.

Телевик позволяет снимать самые «вкусные» сюжеты – там, где на фотографиях огромное солнце, прямо как на самом деле winked Поэтому, если хотите поразить своих знакомых фотографиями закатов – легче всего сделать это с помощью телевика. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем крупнее будет солнце, тем сильнее будет фото действовать на непосвященных.

Один из самых моих любимых телеобъективов – отечественный «Рубинар» производства лыткаринского завода. У него совершенно потрясный рисунок, очень большое фокусное расстояние – 500 мм, и при этом еще совершенно вменяемая цена – около 3500 рублей (плюс-минус). Правда за все это удовольствие приходится расплачиваться полностью ручной наводкой на резкость.

Как фотографировать закаты. Часть 2.



Маленькое отступление для владельцев цифрокомпактов.

Старайтесь реже направлять объектив фотоаппарата на солнце – не важно, дневное или закатное. В цифрокомпактах свет от солнца идет прямо на матрицу и постепенно выжигает ее, качество изображения падает. Цифрозеркалки лишены этого недостатка – в них матрица прикрыта зеркалом, наведение происходит через окуляр и выгорает не матрица, а глаз fellow
В последних моделях цифрокомпактов есть режимы, когда наведение производится тоже глазом через окуляр, матрица при этом отключена. Такими компактами тоже можно снимать солнце без ограничений, пока не зарябит в глазах.


Кстати о глазах.

Бытует мнение, что таким образом фотограф может испортить себе зрение. Мой личный опыт свидетельствует об обратном. Я часто снимаю закаты, вот уже несколько лет. Навожусь глазом через окуляр. Понятно, смотрю на солнце осторожно, прищуриваюсь, стараюсь долго не смотреть. Тем не менее почти всегда частично слепну рабочим глазом на некоторое время. Однако никогда эти съемки не приводили к каким-либо долговременным последствиям. Скорее, хуже чувствует себя другой глаз, которым я на солнце не смотрю.


Итак, что же в сухом остатке?

1. Чем больше фокусное расстояние - тем эффектнее получаются закатные фотографии (крупное солнце, необычные для люббительскиъ фотографий пропорции).

2. Попытки снять закатные пламенеющие полнеба широкоугольником, скорее всего, будут неудачными. Фото и на десять процентов не будет такое красивое, как реальность.

3. Редко и ненадолго направляем объектив цифрокомпакта на солнце.


P.S. Напоследок - пара слов про светофильтры.

Снимать закаты лучше без светофильтров. Вообще - без. Лучше даже без защитного светофильтра.

Почему?

Во-первых, полярик. Полярик против солнца в принципе не работает. Он работает в направлении, перпендикулярном солнцу.

Во-вторых, градиентный фильтр. Обычно он помогает снизить контраст между ярким небом и темной землей. Но на закате контраст между солнцем и землей слишком велик, тут градиентник со своими 1-2 стопами не справится.

В-третьих, защитный фильтр. В принципе, от него вред наименьший, но тоже есть. Когда солнце светит в объектив, резко повышается вероятность появления зайцев, бликов, снижения контраста и прочих неприятностей. Чем больше стекол в оптической системе, тем больше шансов получить на снимке зайцев. А любой светофильтр - это лишнее стекло в системе объектива.

Чем дешевле светофильтр (подразумевается - чем хуже его качество), тем выше вероятность ухудшения качества изображения при съемке против солнца. Дело не только в бликах, может снизиться общее качество картинки.

Есть еще специальные "эффектные" или "художественные" фильтры - звездчатые и всякие прочие. Честно признаюсь - никогда не пользовался, поэтому не могу поругать или похвалить. В принципе, они как раз могут хорошо обыгрывать всякие лишние блики.



Продолжение будет.





Простой Путь К Хорошим Фотографиям
Фотокурс для начинающих

Вернуться назад